РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Си-Клиф, Нью Йорк США

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки


апрель/май 2013 года

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ: ЭКЗАМЕН НА НАШУ ЛЮБОВЬ К БОГУ

Вступившему в череду Страстной недели, следует вспомнить пасхальное Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста:

«Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит».

Считается, что всякий, кто пришел на пасхальную службу, пусть даже тот, кто не был в храме весь Великий Пост, достоин Трапезы любви.

Но что делать тому, кто себя считает неблагочестивым, небоголюбивым, кто отнюдь не является «благоразумным слугой», кто, постясь, совсем не потрудился, кто не работал ни с первого, ни с последнего часа? И хотя щедрый Домовладыка принимает, ублажает, одаряет, приветствует, ценит, хвалит даже тех, у кого было «намерение» и «расположение», что делать нам, если у нас, с нашим окамененным нечувствием, намерение было лицемерным, а расположение – неискренним? Что сделать, чтобы не остаться непричастным к празднику Пасхи?

Страстная неделя – это экзамен на нашу любовь к Богу, на нашу веру в то, что Господь нас любит. Все богослужения этих дней с умилительными и назидательными песнопениями, церковными стихами, ветхозаветными реминисценциями, отрывками из Евангелия так или иначе проверяют нас на наше Боголюбие.

Вспомним, как звучит первая заповедь Христа: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22. 37-40).

И в другом месте: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13. 34-35).

Но зависит ли эта любовь от нашей воли? Разве мы можем как-то очень сильно-сильно захотеть, принять определенную позу, может, даже зажмуриться, чтобы ничто нам не мешало, и… полюбить? А может быть, заставить себя самовнушением привести себя в определенное состояние? Но ведь ничего не получится. Значит ли это, что чувство любви к Богу от нас не зависит?

Зависит, и еще как зависит! Но это долгий и непростой путь.

Для того чтобы полюбить Бога, надо Его познать. Надо подчинить свою волю, сердце, душу «разумению» (как говорится в заповеди Христовой, «всем разумением твоим»). Для этого надо применить значительное умственное и душевное усилие: увидеть в личности Христа своего Спасителя, понять смысл акта Его любви в Боговоплощении, осознать крестную жертву Христову как смерть, на которую он добровольно пошел ради меня. Сможем ли мы остаться безучастным в результате такого познания? И да, и нет. А если сердце наше обледенело, и оно не отвечает на призывы разума?

В этом случае без опыта сердечной молитвы к Богу нам не обойтись. В том-то и парадокс: чтобы полюбить Бога, надо горячо попросить Его даровать нам эту любовь. Соединившись с Господом в молитве, мы постараемся преодолеть глубинную автономность своего «я», пожелаем в совершении этого важного для нас дела, начнем открывать свое сердце Богу.

В рассуждениях о молитве прибегнем к Святым Отцам. Молитва – прикосновение к достоверной реальности, обращение к Своему Творцу, прорыв в вечность, вкушение любви, открытие новой жизни, созерцание Света, осязание незримого луча, идущего от Фавора прямо в сердце, преображение души, одухотворение тела, Богообщение. Но это и борьба с демоном в глубинах сердца, заклинание темных сил, освобождение из плена греха и уз мира. Это отзвук таинственного песнопения, которым ангелы день и ночь славословят Творца, зрение Красоты Христовой. Это – огни отеческого дома, которые увидел, наконец, измученный странник, вернувшись на родину…

Индивидуальная молитва, конечно, важна, но как обойтись нам без церковной молитвы! Церковь, которую оставил нам Сам Христос как жилище Святого Духа дает нам такие силы, которые превращают в труху бетонные заграждения к нашему сердцу. Благодать Таинств отверзает наши очи горнему миру, испепеляет терния грехов, удобряет почву для семян любви, делает нас свободными, указует нам путь к познанию Истины.

Если вслед за царем Давидом мы воскликнем: «Вкусите и видите, яко благ Господь!» (Пс. 33. 9), то мы на верном пути к своей цели.

Кроме того, евангельская заповедь возвестила нам, что любовь к Богу подобна любви к ближнему. Это тоже не самый легкий путь. Гоголь в одном из своих писем к друзьям советует идти в мир и, прежде всего, приобрести любовь к братьям: «И сама собой выйдет в итоге любовь к Богу» (Из письма к гр. А.П.Т…..му). Эта любовь не умозрительная, не абстрактная, она требует большого, часто неблагодарного, труда. Этот путь тоже зависит от нашей воли. При этом нам не обязательно навязывать себя другим – просто надо быть внимательным к окружающим, видеть в них образ Божий и быть первым в помощи и служении им. И уж, конечно, быть снисходительным к другим и требовательным к себе. Без этого мы – не христиане.

Некоторые церковные писатели считают, что любовь к Богу особенно возгревается двумя состояниями зрелой человеческой души: покаянием и благодарностью, очень прочно связанными между собою.

Эти состояния в той или иной степени также зависят от нашей воли. Все наши страсти восстают против покаяния, но это одно из самых действенных возможностей стать истинным и искренним собеседником Бога. Покаяние – это проникновение света в темноту нашей греховной сущности. «О покаяние! – писал святитель Иоанн Златоуст. – Ты восходишь от земли на небо, превышаешь силы Ангельские, приближаешься чрез посредство Духа Божия к Престолу Господню».

Благодарность – пожалуй, одно из немногих человеческих качеств, которое приветствуется всеми людьми, в том числе и носителями нерелигиозного сознания. Однако одно дело благодарить за благодеяния людей (что, конечно, важно), другое – благодарить Бога за все, что происходит с нами не по нашей воле, в том числе, и за болезни, и за невзгоды, и за неблагоприятные обстоятельства жизни, и за безденежье, и за испытания, и за скорби. Ведь каждому из нас дается знание о не заслуженной нами и превосходящей нас милости, каждый из нас по опыту знает, что Господь нас любит, верит в наше спасение, надеется на исправление. Мы точно знаем, что мы живы, пока есть возможность идти к Богу.

В конце жизни святитель Иоанн Златоуст сказал: «Слава Богу за все, а особенно за скорби!»

Тем же духом благодарности Богу за скорби проникнуто одно из самых пронзительных стихотворений И. Бродского, заканчивающегося такими строчками:

Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.

Только с горем я чувствую солидарность.

Но пока мне рот не забили глиной,

из него раздаваться будет лишь благодарность.

Будем внимательны к службам Страстной недели, каждая из них – сокровищница церковного творчества, кладезь духовной мудрости, но главное – она направлена в сердцевину нашей души. Пусть мы делаем только первые шаги к боголюбию, пусть мы придем вместе с «последними», но наше намерение познать Бога, наш молитвенный труд, наше расположение к покаянию не позволит нам стать незваным гостем на чужом пиршестве.

протоиерей Владимир Вигилянский

______________________________________________________

О ВЕЛИКОЙ СУББОТЕ

Великая Суббота изначально обозначена как день покоя. Еще когда Бог творил мир, седьмой день был для Него днем покоя. Конечный результат чаяния всех верующих людей – это обрести покой, стать наследниками вечного покоя, который символизирует собой жизнь вечную, безболезненную, несопричастную тлению, греху, смерти.

И Великая суббота открывает этот покой. В Церкви это считается день высочайшей тайны: Спаситель, будучи во гробе плотски, находился в раю душой и одновременно сошел во ад Своей божественной природой, разрушил его твердыню и освободил узников.

Существует два канона иконы Воскресения Христова. На одном изображается Христос воскресший и ангелы около Него. На другом – Христос выводит из ада Адама и Еву.

Эта икона очень сильная. Христос разрушил твердыню ада и вывел праотцев, всех праведников и всех людей, которые услышали проповедь Иоанна Предтечи. «Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» – восклицает апостол Павел.

Поэтому Великая суббота – поистине высочайший день – таинственный, глубочайше неизмеримый, день, когда Господь вошел в свою славу. Всемогущим Богом Он разрушил тот ад, шеол, который наследовали даже праведники, от первого человека до последнего.

Великая суббота для нас – это день, в который Церковь говорит: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». Предстоят Ему ангелы и херувимы, которые закрывают лица, зря это Божественное таинство.

Это день навевает какой-то особый духовный внутренний мир, как будто все отошло, страдания прекратились. Обретается даже в природе какое-то предчувствие…

В Великую субботу освящают пасхи и куличи, многие причащаются и уже готовятся к самому дню Пасхи. К Великой Субботе приуготовляется Плащаница – она выносится на середину храма, в пятницу вечером обходят с ней вокруг храма, совершают чин Погребения, и целый день в субботу люди прикладываются к Плащанице, радуются этому таинственному торжеству.

Во время евангельских событий на субботу выпала Иудейская пасха, а теперь – это Новая Пасха Христос, являющий Свою Божественную власть во всем и над всеми.

ПАСХАЛЬНОЕ ПОСЛАНИЕ

Высокопреосвященнейшего

ИЛАРИОНА,

Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского,

Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Преосвященные собратья-архипастыри, боголюбивые иноки и инокини, дорогие о Господе отцы, братья и сестры!

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Какая-то дивная сила таится в этих словах и проникает всю душу, ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Какие радостные для христианской души слова! И есть-ли в человеческом языке более радостные слова, чем эти слова. Ангельский язык первый произнес эти всерадостные слова, когда мироносицам, пришедшим к живоносному гробу, была возвещена сия великая радость. Ныне мы видим Воскресшего Христа мысленным своим взором и, как мироносицы, слышим Его сладчайшие слова «РАДУЙТЕСЬ» (Мф. 23, 9), слышим, как Воскресший Человеколюбец и нас приветствует тем-же радостным приветствием: «Радуйтесь».

С чувством пасхального ликования приветствую всех вас с пресветлым и мироспасительным торжеством Воскресения Христова! Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь! Пусть каждый, приобщаясь к нынешней радости Христовой Церкви, начнет преодолевать скорби и тяжести жизненного креста, а также и уныние, бываемое от собственной греховности, соблазнов и искушений, одним вздохом праздничного умиления привлекая к себе и другим многоразличные милости и благословения сего доброго и светлого торжества! Ибо праздник Пасхи – не просто очередное празднование или проповедь о воскресении, не обещание лишь вечной жизни людям, а торжество и победа над всяким горем и тоской, над всякой скорбью и печалью этой земной жизни.

Пусть эта пасхальная радость, это торжество жизни воцарится во всей Русской Зарубежной Церкви, в каждом ее приходе, в каждом монастыре, в каждой семье, чтобы в нашей внутрицерковной жизни все видели то «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 2), о котором пишет Апостол, чтобы везде у нас было мирно, дружно, сердечно и церковно!

«Да будет же радость наша о воскресении разумна, глубока, свята и деятельна, как пишет праведный Иоанн Кронштадтский. Да подвизает она и нас к любви Воскресшего, к святой жизни и взаимной любви». Аминь.

С пасхальной радостью о Христе Воскресшем и просьбой о молитвах,

+ ИЛАРИОН,

Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский,

Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви.

Пасха 2013 г.

 

ПАСХАЛЬНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ

настоятеля Серафимовского храма в Си-Клифе (Нью-Йорк)

Дорогие о Господе отцы, братья, сестры и дети,

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Почитаю своим священным долгом приветствовать протодиакона Павла Волкова, протодиакона Евгения Каллаура, их благочестивые семейства, прислужников, членов старостата, попечителей и членов церковно-приходского совета, сестричество во главе с Елизаветой Михайловной Михеевой, Николая Михайловича Миро и Алексея Серафимовича Слободского с певцами хора и чтецами, всех должностных лиц, дорогих прихожан и богомольцев Серафимовской церкви в Си-Клифе и посетителей ее официального сайта в Интернете с мироспасительным торжеством Пасхи Христовой – временем хвалений и песнопений!

Небо снова для нас раскрылось! С неба изобильно льется на землю благодать Христова Воскресения! Да будет радостен и светел для всех нас этот величайший Праздник из всех праздников – светоносный день Воскресения Христова. И да поможет нам Воскресший Господь нести знамя веры, надежды и любви Божией!

Слава Богу, наш приходской храм в честь преподобного Серафима Саровского, этого любвеобильного и пасхального старца Божия, к великой нашей радости и духовному утешению благолепно обновляется и украшается к шестидесятилетию прихода, которое будет отмечаться в субботу, 12 октября 2013 года, в знаменательный день двадцатилетия обретения нетленных мощей святителя Иоанна (Максимовича), великого архипастыря и чудотворца русского рассеяния. Завершены работы в алтаре и на иконостасе, в ближайшее время будут закончены и помещены в настенную роспись написанные на холсте образы Явления Божией Матери преподобному Серафиму, восстановления единства внутри Русской Православной Церкви и зарубежной части ее истории. Ведутся большие работы по благоустроению и украшению приходского участка, будут отреставрированы иконы на боковых стенах. В связи с этим, приношу искреннюю сердечную благодарность всем боголюбивым отзывчивым и добрым людям за святое участие в этом богоугодном деле!

Сам Господь воздаст Своею милостью всем благотворителям и приложившим свои заботы и усердие о благолепии храма Божия. Дивная молитва возносится ко Господу на Божественных литургиях за любящих благолепие храма и с великим дерзновением она произносится священником: «освяти любящие благолепие дома Твоего: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою!» (заамвонная молитва).

И другая, не менее дерзновенная молитва, читаемая священником перед Престолом Божиим во время Божественной литургии, совершаемой по чину святителя Василия Великого, при пении «О Тебе радуется»: «Воздаждь им, Господи (т.е. благотворителям храмов и нищих), богатыми Твоими и небесными даровании, даруй им вместо земных – небесная, вместо временных – вечная, вместо тленных – нетленная».

Снова поздравляю всех с этим светозарным праздником! У нас нет большего праздника во всем году; это – наше Солнце Правды, которое греет нас в этой трудной земной жизни.

Молитвенно желаю всем в прохождении пути ко спасению крепости сил и многих утешений от Воскресшего Спасителя! Помоги нам Господь прожить всю нашу жизнь от Пасхи до Пасхи, неся в своем сердце эту тихую и святую радость о Его Воскресении, торжестве жизни над смертью!

Воистину Воскресе Христос!

С любовью во Христе Воскресшем и просьбой о молитвах,

протоиерей Серафим Ган,

настоятель храма.

Пасха Христова 2013 года

________________________________________________________________

Краткие сведения из жизнеописаний святых. Месяц май.

5 мая. Преподобный Феодор Сикеот (из г. Сикеи), еще в детстве каждую ночь он тайно от родителей уходил к утренней службе в церковь; на 14-м году стал подвизаться затворником, потом принял монашество, основал монастырь; был епископом; молитвами совершал чудеса и был прозорлив; скончался глубоким старцем в 613 г.

6 мая. Святой великомученик Георгий Победоносец – воин; во время гонений на христиан объявил себя христианином, обличал царя-язычника в нечестии и после великих мучений был обезглавлен в 303 г. Святая мученица Царица Александра, жена царя-мучителя христиан, и святые мученики Анатолий и Протолеон – воины – при виде страданий великомученика Георгия уверовали во Христа и мученически скончались; святые Анатолий и Протолеон тогда-же (в 303 г.), а царица Александра в 314 году.

7 мая. Преподобная Елизавета чудотворица – вела строгую монашескую жизнь; сестер своего монастыря поучала остерегаться лжи, лукавства и злоязычия; молитвами изгоняла бесов и исцеляла больных.

8 мая. Святой апостол и евангелист Марк – от 70-ти апостолов; ученик апостола Петра; вместе с ним проповедывал Христово учение в Риме, где и написал свое Евангелие; был первым епископом в Александрии, где мученически скончался в 67 г. от Рождества Христова. Святые мощи его в Венеции.

16 мая. Преподобный Феодосий Киево-Печерский – еще мальчиком удивлял всех благочестием, избегал игр, постоянно ходил в церковь, читал духовную литературу; юношею тайно от родителей из г. Курска ушел в Киевские пещеры к преподобному Антонию, принял там монашество и был игуменом основанного им Киево-Печерской обители; вел строгую монашескую жизнь, помогал бедным и больным. Он первый в России учил монахов не иметь ничего собственного, а все имущество считать монастырским, и всем одинаково участвовать во всех монастырских работах (общежительный устав монастырский). Преподобный Феодосий написал несколько поучений, посланий и молитву за всех христиан; скончался в 1074 году.

18 мая. Святая великомученица Ирина – знатного рода; крещена апостолом Тимофеем; проповедью и чудесами обратила ко Христу родителей и тысячи народа; претерпела за это мучения и гонения; скончалась в пещере во II веке.

24 мая. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, просветители славян, – родные братья славяне, знатного происхождения. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и церковные книги, ввели у славян богослужение на их родном языке; претерпели за это много гонений от римских католиков. Святой Кирилл скончался в 869 г. в Риме, а святой Мефодий – в 885 г., в сане архиепископа Моравского.

25 мая. Преподобный Дионисий, архимандрит Троице-Сергиевой Лавры, угодил Богу подвигами монашеской жизни и заботами о бедных, несчастных и больных; много послужил освобождению Москвы от нашествия поляков на нее в 1612 г.; скончался в 1633 г. Мощи его в Троице-Сергиевой Лавре.

АРХИДИАКОН КОНСТАНТИН РОЗОВ

30 мая исполняется 90 лет со дня кончины великого архидиакона Константина Розова, погребенного на Ваганьковском кладбище Москвы.

Отец Константин Розов – единственный великий архидиакон в истории Русской Православной Церкви. Родился он 10 февраля 1874 года в селе Жданове Симбирской губернии. С 1896 служил в Москве, в Храме Христа Спасителя, а позже – в кремлевском Успенском соборе. Прихожане любили его необыкновенный голос и замечательные душевные качества. Отец Константин имел необыкновенный по тембру бас-профундо. Особенно поражала дикция отца Константина: те, кто слышали, навсегда запомнили его чтение Евангелия в Великую Пятницу. На 25-летний юбилей своего священнослужения, 19 сентября 1921 года, он получил от верующих москвичей памятный адрес с надписью «Своему дяде Косте от признательной Москвы». В тот же день произошло наречение его великим архидиаконом. Через два года отец Константин отошел ко Господу. Его отпевал в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот сам Всеросийский Патриарх-Исповедник Тихон, которого властям пришлось выпустить для этого из-под ареста в Донском монастыре. В последний путь своего архидиакона провожали верующие со всей Москвы.

Вечная память и покой со святыми великому архидиакону Константину!

_____________________________________

По окончании воскресных и праздничных Божественных литургий всем прихожанам и богомольцам предлагается подкрепиться и продолжить братское общение друг со другом в нашей трапезной.

Телефоны: протоиерей Серафим Ган – (917) 543-5199; протодиакон Павел Волков – (516) 263-0714; диакон Евгений Каллаур – (516) 676-0890; староста Михаил Станиславович Рыль – (516) 676-4692.



www.stseraphimschurch.org

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки