РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Си-Клиф, Нью Йорк США

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки


Февраль 2010 г.

Историческая справка о всечестной главе святителя Иоанна Златоуста

В 1652 г. царь Алексей Михайлович узнал от игумена Ватопедского Афонского монастыря Дамаскина, что в их монастыре имеется глава святителя Иоанна Златоуста, пожалованная царем Иоанном Кантакузеном. Игумен предложил царю привезти святыню в Москву для поклонения, учитывая получить в награду большие подарки. Алексей Михайлович с радостью принял предложение и велел Дамаскину с братией «видети царского величества очи», обещая возвратить главу с тем же человеком, с которым она была прислана в Москву. В 1655 г. Дамаскин привез святыню в Москву, но обратно ее уже не получил. Царь Алексей Михайлович обманул монахов и оставил святыню у себя, сначала на время, а потом и совсем. Никакие просьбы и челобитные не помогали, а когда один из приезжих монахов позволил себе открыто выразить неудовольствие, тишайший царь отправил его для смирения на Соловки. Монахи лишившись святыни, распустили слух о том, что в Россию была вывезена глава не Златоуста, которая по-прежнему осталась у них в монастыре, а преподобного Андрея Критского. Насельники Ватопедской обители заявляли об этом через напечатанные в Венеции книги, так они говорили и всем богомольцам. Известный русский путешественник по святым местам Барский посетил Ватопедский монастырь, прикладывался там к одной главе, которую один из монахов прямо выдавал за главу Златоуста, но когда Барский заявил об этом странном обстоятельстве отцам Ватопедской обители, то они постарались уверить его, что в Москву была отослана действительно глава Златоуста, а не какая-либо другая, и что все, что напечатано или говорится вопреки этому ложь. За главу святителя в первый раз Царь Алексей Михайлович заплатил монастырь 1.000 рублей, а потом разрешил монахам приезжать через каждые четыре года и выдавать им за святыню каждый раз по 500 рублей. Это обстоятельство российское правительство всегда точно исполняло до 1735 г., а затем перевело его на «Палестинские штаты», уплачивая по 100 рублей. Честная глава святителя Иоанна Златоуста хранилась в Успенском соборе Московского Кремля до 1922 года. С 1930-го по 1988 годы ковчег со святыней находился в Фонде хранения русского серебра XIX века. В канун празднования 1000-летия Крещения Руси, 26 мая 1988 года, в здании Государственной Оружейной палаты членам Священного Синода Русской Православной Церкви были переданы несколько мощевиков, среди которых был и ковчег с главой святителя.

_________________________________________________

Характер великопостных богослужений

Церковь помогает христианину в постном подвиге, создавая условия, располагающие его к посту и покаянию. В великопостное время в храме все делается иное, необычное: и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Священнослужители облачаются в темные ризы; Царские врата открываются реже, освещение ослабляется, звон к богослужению бывает редкий и унылый, песнопений бывает мало, слышится все больше чтение псалмов и других молитв, располагающих человека к молитве и покаянию; молящиеся чаще преклоняют колени.

Во время поста часто повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего» с поклонами. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресениям, по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров, имеющая покаянный характер.

Первая неделя отличается особой строгостью и духовной углубленностью богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается канон преподобного Андрея Критского, способный и самую ожесточенную душу смягчить и расположить к покаянным чувствам. В субботу вспоминается чудо св. великомученика Феодора Тирона, спасшего своим явлением христиан от осквернения идоложертвенной кровью и повелевшего вместо оскверненной пищи, употребить вареную пшеницу с медом.

В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество Православия — праздник, установленный в память восстановления почитания святых икон, которые преследовались иконоборцами в 8-м и 9-м веках.

Третье воскресенье Вел. поста называется Крестопоклонным, так как на субботней всенощной после Великого Славословия из алтаря выносится на середину церкви святой крест и полагается на аналое для поклонения. Этим выносом креста Церковь воодушевляет верующих к продолжению постного подвига, ибо крестом Господь отнял власть у дьявола и избавляет нас от грехов. Крест остается на середине храма в течение всей четвертой недели. При поклонении ему поется: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим.”

В среду вечером на пятой неделе вновь читается Великий покаянный канон преп. Андрея Критского, и предлагается вниманию верующих пример преп. Марии Египетской, бывшей сначала великой грешницей, а потом, после покаяния, ставшей равноангельской праведницей. В пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице, Которая Своим духовным совершенством превзошла всех людей и является величайшим примером для подражания.

Вся шестая неделя Великого поста есть приготовление верующих к достойному прославлению Господа, грядущего во Иерусалим, чтобы добровольно принять страдания ради нашего спасения. В пятницу на шестой неделе заканчивается св. Четыредесятница, как время предназначенное для покаянного подвига. В воскресение вспоминается вход Господень в Иерусалим, и начинается Страстная неделя — воспоминание последних дней земной жизни Спасителя.

Во время Великого поста все содействует исправлению человека: воздержание в пище и в увеселениях, усердная молитва дома и во время церковной службы. Издревле принято завершать великопостный подвиг исповедью перед духовником и причащением святых Христовых Таинств. Человек должен подготовиться к исповеди, исповедоваться неспешно, с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой образ жизни. Причастие вливает в христианина большую духовную силу. Поэтому желательно и исповедь, и причастие повторить несколько раз в течение Великого поста.

Кратко о Божественной литургии Преждеосвященных Даров

Важное место среди великопостных богослужений занимает Божественная литургия Преждеосвященных Даров, совершаемая по средам и пятницам. На ней возносятся и предлагаются верующим для причащения Святые Дары (Тело и Кровь Христовы), освященные на предшествующей воскресной литургии и сохраняемые в ковчеге на святом Престоле в алтаре. Составление Божественной литургии Преждеосвященных Даров относится к первым векам христианства, когда верующие стремились как можно чаще приобщаться Тела и Крови Христовой. Однако, совершение полной литургии, как торжественной службы, не соответствует посту и покаянию в грехах. Поэтому полную торжественную службу заменили Божественной литургией Преждеосвященных Даров, на которой можно приобщиться Дарами, освященными раньше. В то древнее время Божественные литургии Преждеосвященных Даров совершались вечером, почему в их состав вошли молитвы вечернего богослужения. Составление литургии Преждеосвященных Даров приписывается святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому (604 г.).

Порядок литургии Преждеосвященных Даров следующий. После возгласа священника: «Благословенно царство» читается 103-й псалом — «Благослови, душе моя Господа». Возглашается великая ектенья и читается 18-я кафизма (псалмы 119 — 133). При чтении последнего святые Дары благоговейно переносятся с Престола на жертвенник. Когда при перенесении задергивается завеса, молящиеся становятся на колени. Потом хор поет «Господи воззвах» со стихирами. Священник совершает вечерний вход с кадилом. Хор поет «Свете тихий» и читается первая паремия (отрывок из книги Бытия). При возгласе священника: «Премудрость, прости. Свет Христов просвещает всех» молящиеся делают земной поклон. Читается вторая паремия (отрывок из книги «Премудрости»). После этого трио поет умилительную молитву «Да исправится молитва моя» и читается молитва преподобного Ефрема Сирина. После ектеньи хор поет «Ныне силы небесные» (вместо обычной Херувимской песни) и совершается Великий вход с преждеосвященными Дарами. Повторяется молитва преподобного Ефрема Сирина и возглашается просительная ектенья, которая завершается молитвой «Отче наш». Священник возглашает «Преждеосвященная Святая святым», а затем служащее духовенство причащается. Выносятся святые Дары, и верующие причащаются. После благодарственной ектеньи и заамвонной молитвы верующие от священника антидор.

ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ МИТРОФАНЕ (1944-1945 гг.)

От редакции листка: В этом году, в связи с тем, что 15 февраля начинается Великий пост, праздник Сретения Господня переносится на 14-ое число. Поэтому, 14-го числа приснопамятный епископ Бостонский Митрофан будет молитвенно поминаться за Божественной литургией, а в самый день кончины, после чтения Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, будет совершена заупокойная лития.

С отцом Митрофаном мы познакомились в конце 1944 г. в рабочем лагере в Берге около Вены. Он приезжал к нам для окормления рабочих русской строительной фирмы «Эрбауер». Для богослужения фирма предоставила ему недостроенный барак, в котором рабочие из Бреста, бывшие прихожане о.Митрофана, смастерили деревянную арку, символизировавшую Царские врата. Жена записала в дневнике: «В воскресение было богослужение. Священник о.Митрофан говорил проповедь. Я тоже была там. Народу много собралось. Говорил очень просто, доступно пониманию каждого, и правдиво. Многие плакали. Здесь действительно церковь объединяет всех».

Красная армия приближалась к Вене. Оставаться в Берге становилось опасно, и Болдырев, новый директор фирмы, организовал наш переезд в Нидерзахсверфен около Нордхаузена (Тюрингия). С рабочими фирмы отбыл и о. Митрофан с семьей.

Вскоре от о.Митрофана мы узнали, что в Гудерслебене, в 8 км. от Нидерзахсверфена, в ужасных условиях живут насильно вывезенные из-под Пскова люди. На Новый год 1945, пользуясь внеочередным выходным днём, мы решили их навестить.

В cвоей книге о.Митрофан писал: «В лагере Гудерслебен, в одном деревянном бараке и в двух огромных конюшнях, было размещено 500 человек, преимущественно стариков и женщин».

«Земляные полы, трёхярусные нары, отсутствие окон, отсутствие не только бани, но и умывален, полное отсутствие элементарных гигиенических условий и медицинской помощи. Чтобы умыться, освежить лицо и вымыть руки, надо было выходить из барака к колодцу».

«На нарах лежали, вперемежку, здоровые и больные сыпняком и умирающие. Этот лагерь посещал я обычно три, минимум два раза в неделю, совершая молебны, вознося к Престолу Спаса Всемилостивого специальные молитвы о болящих и страждущих, утешая и ободряя несчастных. В каждое посещение приходилось отпевать и хоронить на ближайшем кладбище одного-двух умерших. Зверюга «Лагерфюрер» неоднократно изгонял меня с территории лагеря. Уходя в им открытые двери, я, как говорят, возвращался к несчастным «через окно» (1).

Жена записала в дневнике: «Пришли, и о ужас, что мы там увидели! Люди живут в трёх бараках. Один из них каменный сарай с высоким потолком. До конца – нары сплошные. Посередине разжигают костры. Окон нет. Люди спят на гнилой соломе. Ноги сидящих на нижних нарах утопают в грязи. Сидят согнувшись. Нары сделаны так, что на них можно только лежать. В других бараках не лучше. В одном из них родила женщина. В такой грязи живёт и дышит ребёнок! Кормят плохо. Папирос не дают. Во второй раз мы снесли туда книги, а для новорожденного две рубашки и тапочки. Пришлось горько плакать. Несчастные люди, что они могут сказать в свою защиту?! Переводчицы у них такие же, как и они сами, малообразованные девицы в платочках». Добавлю от себя, что входили мы не через ворота, где бы нас не пропустили, а, не без риска, через дырку в заборе.

В 1945 г. Рождество – 7 января – было воскресным днём. Было богослужение. В дневнике запись: «На Рождество мама испекла крендель, вернее, пекли его в немецкой пекарне. Стоило 2 рубля (20 пфеннигов) Очень многие наши пекли. Немец был злой. Возмущался, что нас много. Вообще к нам стали относиться заметно хуже. Просто хочется поскорее домой».

Подготовка к Рождеству началась заранее. Елочные украшения подарила нам одна дама из Чехословакии, но украшений было мало, и я заблаговременно отправился, как мы говорили, «в город» т.е. в ближайший Нордхаузен, на поиски. В Нордхаузене было много магазинов с красивыми витринами, но с пустыми полками. У меня была соответствующая справка от фирмы. Без справки нельзя было купить в магазинах не только тетрадки, но даже и листка бумаги. Никаких ёлочных украшений, конечно, нельзя было достать, но порыскав по городу, мне удалось купить гирлянды из плотной бумаги в виде позолоченных дубовых листьев. Эти гирлянды предназначались для украшения портретов «фюрера». Купил я также и бумажные нацистские флажки, которые продавались для украшения стен. Из позолоченных дубовых листьев мы вырезали рыб (древний символ христиан), звёздочки и гаральдические лилии (знак организации разведчиков), а из флажков ученики нашей русской лагерной школы склеили цепи на ёлку. Елка была радостью и для больших и для малых. Были выступления школьников, песни и игры.

В феврале к нам начали прибывать из Берлина семьи заключённых членов НТС в том числе и наша сегодняшняя прихожанка Галина Михайловна Сазонова (ур. Геккер) с дочкой Маей (4 года) и сестрой Наташей Геккер (16 лет). Всех их поселили в отдалённый от лагеря барак, названный «Сахалином». Галина Михайловна вспоминает, что там «мы укрывшись одеялами, слушали по радио английскую передачу».

9 марта жена записала в дневнике: «Вчера в пекарне меняла сигареты на хлеб, 20 сигарет - два килограмма хлеба. Несколько раз заходила, - всё кто-нибудь да мешает. По карточкам теперь получаем на один килограмм меньше хлеба, т.е. 5 кг. на месяц, на 250 грамм меньше крупы и на 125 – масла. Хорошо, что есть папиросы, правда, кроме хлеба на них ничего не выменять.

28 марта. Произошло много неприятного. В фирму посадили немца. Сначала была комиссия, которая ходила по домам и смотрела, кто сидит дома. Смотрели, как работают служащие. Было собрание, на котором немец расспрашивал рабочих и служащих, чем они заняты. Говорил, что если они здоровы, то могут работать и дети и старики. Многих служащих отправили из канцелярии на станцию что-то там грузить. Теперь рабочие должны приходить на работу в 6 утра и работать до 6 вечера с часом на обед, а служащие с 6:30 до 6:00. Со следующего месяца молоко будет только детям до 6 лет». Через несколько строк запись: «Болдырев арестован». Правда, вскоре был освобождён.

«31 марта. Непрерывные тревоги. Бесконечное количество самолётов пролетает над головой. Через газеты немцы объявляют, что если сирены будут гудеть одну минуту – то это обычная воздушная тревога, а если будут гудеть пять минут, то это значит: неприятельский десант, и все немцы должны явиться с оружием отражать врага».

«4 апреля. Фронт неожиданно приблизился к нам. На шоссе тьма немецких беженцев. Жалко смотреть. Идут дети, старики, почти без вещей. Русским сегодня хлеба не давали. Давали только немцам».

Чувствовался конец войны. В лагерь отовсюду приезжали члены НТС, их друзья и родные. Местная группа НТС разными способами давала им знать куда ехать и как нас найти, хотя мы не имели права даже говорить, что живём и работаем в Нидерзахсверфене. Все письма приходили по адресу: Baustelle B 3 B, Nordhausen, Postlagernd (т.е. – до востребования).

Жена записала в дневнике: «Была чудная погода. Немцы куда-то исчезли. Никто ничего не делал. Мы со Славой решили погулять. Шли по лесу и прямо-таки наслаждались, пока не увидели ужасное зрелище. Несколько плохо сделанных из веток шалашей и костёр. Подойдя ближе, увидели людей, сидящих у костра. Один древний старик с длинной седой бородой, женщины с детьми, один маленький восьмимесячный. Готовили обед из мёрзлой картошки, оставшейся неубранной на поле. Голодные, грязные, измученные физически и нравственно, люди были скорее похожи на зверей.. Никогда не думала, что в таких условиях можно жить. Этот грудной ребёнок должен был есть тот же суп из мёрзлой картошки, потому что мать не имела больше молока, а другого они ничего не имели. Запасов сделать не могли, так как питались, как говорится – ‘из котла’. Мы взяли с собой деда и повели его к Болдыреву просить разрешение поселиться этим людям у нас в недостроенных бараках. С разрешения Болдырева, они все перебрались из леса к нам. Я собрала у наших рабочих картошку в пользу беженцев, хотя нам самим еды не хватало».

Лесных людей мы назвали «беженцами». У меня сохранилось объявление: «Беженцы! Сегодня 10 апреля, на кухне от 1 часа до 1 1/2 будет выдача картофельного супа. Хоз. Отдел Р.П.». Большего мы не могли сделать. В этот день, нам самим на троих осталось на ужин две картофелины и одна луковица. Трудно сказать, чем бы это всё кончилось, если бы на следующий день не пришли американцы.

Прихожанин

_____________________________________________________

КАКОЙ МЫ ПОМНИМ ПОКОЙНУЮ МАТУШКУ АЛЕКСАНДРУ ЗНОСКО-БОРОВСКУЮ

От редакции: Автор нижеследующих строк, Пантелеимон Леонодивоч Жохов, один из зачинателей нашего прихода, всегда поддерживавший всякое русское православное дело, скончался 4 января. В пятницу 8 января, во второй день праздника Рождества Христова, Высокопреосвященнейший Митрополит Иларион совершил Божественную литургию в нашем храме, а затем заупокойную литию у гроба с телом почившего. В тот же день вечером было совершено отпевание, а на следующий день – погребение на монастырском кладбище в Джорданвилле. Вечная память и упокоение со святыми новопреставленному Пантелеимону, а его супруге Анне Митрофановне и всей семье желаем Христова утешения.

Таких светлых матушек сейчас, в нашем скромном русском зарубежье не встретить. 
Всегда приветливая, жизнерадостная, добрейшая, готовая принять, накормить и приютить любого странника. Всегда улыбающаяся, она тепло и искренно приветствовала людей, даже тех, кто исподволь поносила ее любимого отца Митрофана. Она всем все прощала.
 
Будучи верной спутницей батюшки отца Митрофана, она беспрекословно всюду следовала за ним. Семья отца Митрофана причалила к берегам Марокко в 1948 г. для жизни в примитивных беженских условиях. Это несмотря на возможность эмигрировать в Америку. Однако для отца Митрофана долг пастыря по отношению к пасомым всегда был на первом месте, а костяк марокканской эмиграции были его прихожане из лагеря Менхегоф. Отец Митрофан также выполнил желание своего Аввы Митрополита Анастасия (Грибановского; + 1965 г.), который благословил его на этот путь и назначил администратором всех русских православных общин в Северной Африке. Когда, наконец, уладилась церковно-приходская жизнь и был построен Успенский храм в Касабланке и дом для священника, пришлось опять в 1959 г., после 11-ти лет пребывания в Северной Африке, лететь в США. Опять трудные эмигрантские злоключения, но матушка никогда не сетовала на свою участь; например, на то, что отец Митрофан дважды отказывался от весьма заманчивых предложений Митрополитов Леонтия и Иринея из Американской Митрополии перейти к ним на благоустроенные приходы с большими денежными окладами. Она отправилась работать в сапожную швейную мастерскую в Бруклине в тяжелых рабочих условиях и удостоилась такой насмешки одной русской дамы, которая ее спросила: «Скажите, Ваш муж настоящий священник?»

Сколько раз, приезжая домой после работы в Бруклине, а впоследствии после изнурительной работы на фабрике Photocircuits, где зарабатывали себе на кусок хлеба старые русские эмигранты, матушка приветствовала у себя дома посетителей отца Митрофана: из далека приехавших священников с семьями, иеромонахов из Джорданвилля, архиереев из далекой Европы, Аргентины и Австралии, накрывая стол с вкусной пищей, которую только Матушка умела так приготовить и в такое короткое время.
 
Были у нас в Си-Клифе свои «Бобыли», люди которым жизнь дала трещину (Яков Иванович, Дядя Ваня, да и тот-же помощник старосты Александр Карпович (хотя он и не являлся бобылем)), которых Матушка и чаем напоит, и уют предоставит, и возможность «побалакать».
 
Смерть Матушки, такая неожиданная, потрясла всех. Поздно, после полуночи (24 декабря 1989 г. - ред.), отец Митрофан позвонил, что у Матушки удар. Мы быстро помчались, но "маска смерти" уже легла на лицо Матушки. Всякие попытки си-клифского амбуланса оказались тщетными. В больнице констатировали смерть. Доказательством какой любовью пользовалась Матушка был переполненный храм в день ее отпевания. Такое количество народу не собиралось даже на похороны многих архиереев.

_______________________________________

По окончании воскресных и праздничных Божественных литургий всем прихожанам и богомольцам предлагается подкрепиться и продолжить братское общение друг со другом в нашей трапезной.

Телефоны: протоиерей Серафим Ган – (917) 543-5199; протодиакон Павел Волков – (516) 263-0714; диакон Евгений Каллаур – (516) 676-0890; староста Михаил Станиславович Рыль – (516) 676-4692.



www.stseraphimschurch.org

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки