РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Си-Клиф, Нью Йорк США

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки


июнь/июль 2013 года

КУДА ВОЗНОСИТЬСЯ НАМ?

Сорок дней пребывал на земле Господь после Своего Воскресения. Но Он не постоянно находился с учениками, а являлся и беседовал с ними по временам, иногда «в ином образе», так что апостолы внешне не могли распознать своего Учителя. Так на пути в Эммаус ученики узнали Господа лишь в преломлении хлеба и сетовали потом, что не послушались голоса сердца, которое «горело в них», когда Иисус беседовал с ними на пути. Господь как бы приучает апостолов к иному общению, не к тому, когда Он говорил и увещевал непосредственно, а к преображенному, высшему общению в «духе и истине».

Жизнь земная не может длиться вечно и не она является целью наших заветных устремлений, мы здесь всего лишь гости, странники, те, кто совершают свой «крестный ход» в вечность. И вот, по прошествии сорока дней по Воскресении, Господь Своим Вознесением указал нам путь этого восхождения.

Казалось бы, Господь мог просто исчезнуть, попрощавшись с учениками, мог растаять красиво в воздухе, но он повелел учениками взойти на гору Елеонскую, и уж там предстал перед ними, а затем и вознесся. Так и представляешь себе учеников, стоящих с запрокинутыми головами, забывших обо всем земном и с восторгом взирающих в небо. Наверное, они еще долго не могли разойтись, оторвать глаз от небес…

И, думается, в этом восхождении, всецелом устремлении ввысь заключен сокровенный, глубокий смысл. Да и небо духовное не над нашими головами конечно находится. Не в космос ведь возносился Господь, не туда, где космонавты Его потом «не видели», а в иную, непостижимую высь, в то Царство, которое «внутри нас есть». Но внешнее выражение этой отличности от привычного горизонта жизни и есть вознесение вверх, как напоминание о необходимости устремления человека ввысь, к Богу.

Всем нам надлежит вознестись над суетой, над треволнениями, над заботами житейскими, переступить через свой человеческий страх, — страх, в общем-то, ложный, — который твердит нам: «Какая молитва, какое вознесение, посмотри вокруг, нужно вгрызаться в эту земную твердь, цепляться когтями, чтобы жить, существовать, отвоёвывать свое место под солнцем!» Это очень естественное, «душевное» чувство. Но не зря апостол Павел говорит, что человек душевный не принимает того, что от Духа Божия. Наша «естественность» входит в непримиримое противоречие со «сверхъестественным» призывом к совершенству. Господь говорит нам: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды его», а что есть, что пить, во что одеваться – это все приложится вам. Мы же делаем прямо противоположное: именно настойчиво и усердно ищем что нам есть, что пить, во что одеваться, ну а Царствие Божие – думаем, — уж как-нибудь само собой приложится… Увы! Мы переворачиваем с ног на голову Божью заповедь и даже не осознаем этого! Вместо восхождения к Богу, мы хотим, чтобы Он сошел в наш мрак и «благословил» его, именно не изменил, не рассеял, а «утвердил», санкционировал, оставив все как есть… Мы настойчиво и упрямо творим «бога» по своему образу и подобию, и хотим жить только так как нам нравится, как нам хочется, как нам кажется правильным и удобным.

Помните Евхаристическое: «Горе имеем сердца!»?

Конечно, нам надо хотя бы иногда бросать все и возносить горе свой взгляд и сердце.

Смотря вверх, человек не может заниматься ничем земным, он даже шага ступить не может в этот момент. Но эта остановка, молитва, стояние в Духе — это не бесполезная трата времени, когда, кажется, можно сделать столько полезных и нужных дел, — это время собирания, соединения с Богом. И в этом единении человек обретает главное – ясный взгляд и понимание того, ЧТО и КАК ему надлежит делать. А ведь именно этого понимания нам и не хватает зачастую так что, мечась и спеша, делая непрестанно тысячу дел, мы не делаем по сути ничего по-настоящему нужного и остаемся, в конце концов, у «разбитого корыта».

Может быть именно к остановке, к необходимости посмотреть горе, обратить свой внутренний взор к Богу и призывал нас Господь, возносясь на Небо и произнося такие удивительные вдохновляющие слова: «Аз с вами есть до скончания века». Значит Вознесение это не удаление, не разрыв, а призыв к преображению, к собственному деятельному восхождению к Богу, к смиренному вознесению ввысь. Вслед за Господом, в Его Царствие!

__________________________________________


«Помни бывшее; положись на Господа в будущем; употребляй во благо настоящее» (святитель Филарет, митрополит Московский).

«Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками. Не всем открывай свои мысли, а только тем, которые могут врачевать душу твою» (преподобный Антоний Великий).

Протоиерей Алексий Уминский — о празднике Святой Троицы,

чуде умаления Бога перед человеком и бесконечной любви.


Ничего нового за две тысячи лет праздник Святой Троицы нам, современным людям, не говорит. Дело в том, что это вечное послание – сегодняшний Праздник. Вечное, актуальное и ровно точно такое же, каким оно было в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов.

Это и День рождения нашей Церкви через благодатное сошествие Духа Святого. Дело в том, что когда мы говорим о Личности Отца, нам это понятно из нашего жизненного опыта. Образ отца в каждом из нас существует и поэтому узнавание в Боге отечества – совершенно естественно.

Когда мы говорим о Личности Сына – это тоже нам понятно. Потому, что в этом мире мы бываем либо сыновьями, либо дочерьми. И вот это отношение сыновства и братства, та удивительная равность, которую нам даровал Христос, взыскуемы нашим сердцем. Эта равность нам дорога, близка и мы к ней стремимся. Поэтому мы можем для себя каким-то образом почувствовать, что такое Личность в Отце, что такое Личность в Сыне.

А вот с Духом Святым, в узнавании Духа Святого как Личности у нас есть проблема. У нас этого опыта, земного опыта — нет. И когда мы празднуем день Святой Троицы, сошествие Святого Духа на святых апостолов, день узнавания, дарования вот этой Личности, здесь есть много того, что заставляет нас задуматься. Настроить свою душу на эту встречу со Святым Духом, на узнавание Святого Духа.

Читаешь преподобного Силуана Афонского и поражаешься, насколько же он был знаком со Святым Духом. Личностно знаком. Насколько в его молитвах, в обращениях к Богу всегда звучит присутствие Святого Духа как его личного Друга. Более того, он обращается к Богу, к Святой Троице со словами, чтобы мы все познали Бога: «Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли». Чтобы каждому из нас Дух Святой явился как наш личный Друг, как наш личный Бог, как та Личность Божественная, с которой мы должны соприкоснуться и сочетаться.

И всегда день Троицы для нас, прежде всего, — день дарование Святого Духа, день узнавания Святого Духа. В этом дне для нас открывается та бесконечная Божественная любовь к человеку, Его снисхождение.

Мы говорим о том, что умаление Божества свершилось в лице Сына Божьего, когда бесконечный, непознаваемый, бессмертный, Всемогущий, Вездесущий Бог стал Человеком на земле. Не просто Человеком, а беззащитным маленьким Существом, которое принимает на себя весь удар зла, весь удар смерти и греха. И побеждает его своей смертью.

Мы говорим об умалении. Но мы может также говорить о том, как смиряется перед человеком вся Святая Троица. Как смиряется Бог Отец, отдавая своего Сына в жертву человечеству. В этом смысле мы вспоминаем Авраама, праотца нашего, который идет на гору Мориа и ведет с собой Исаака на заклание. Потому что как раз это есть образ, который потом нам был показан, когда Бог Отец отдал своего Сына. Это умаление Отеческое. Это умаление Сыновнее.

Здесь мы видим, как Дух Святой умаляет себя. Он сходит вниз. Ведь на самом деле это же для нас, для людей, к сожалению, для падших существ, свойственно все время падать, все время тянуться к земле. Все время вперять свой взор вниз, жить земным.

Но ради того, чтобы мы стремились вверх, Дух Святой сходит вниз. Дух Святой подчиняет себя законам этого мира, законам тяготения, законам падшести. По которым все, что не бросишь вверх, обязательно упадет вниз. Все земное стремится вниз, но никак не вверх. Кроме огня, который все время стремится вверх.

И Дух Святой снисходит, умаляется до нас, чтобы мы Его познали личностно. Умаляется, чтобы мы Его приняли, с ним соединились. Чтобы с Ним сочетались, Им напитались, наполнились, зажглись, как зажглись апостолы этими языками пламени в день Сошествия Святого духа, в день Пятидесятницы. Чтобы и мы этим огнем устремлялись вверх, чтобы Он нас возводил к Своему Отцу Небесному и к воплощенному Сыну Божию.

«Да будут они едины, — говорит Христос, — как Мы едины». Чтобы это единство Святой Троицы в Духе Святом даровалось человечеству как Церкви.

Поэтому это день для нас – всегда тот же самый, всегда очень новый. Всегда соответствующий дню святой Пятидесятницы, которая совершилась 2000 лет назад. И тому актуальному нашему существованию, нашему сегодня. Потому что Христос вчера, днесь и вовеки един. Так же, как и Церковь.

____________________________________

По окончании воскресных и праздничных Божественных литургий всем прихожанам и богомольцам предлагается подкрепиться и продолжить братское общение друг со другом в нашей трапезной.

Телефоны: протоиерей Серафим Ган – (917) 543-5199; протодиакон Павел Волков – (516) 263-0714; диакон Евгений Каллаур – (516) 676-0890; староста Михаил Станиславович Рыль – (516) 676-4692.



www.stseraphimschurch.org

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки