РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Си-Клиф, Нью Йорк США

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки


Март 2013 г.

март/апрель 2013 г.

МЫСЛИ О ПОСТЕ

В русском языке слово «пост» имеет несколько значений. Это и предписанное религией воздержание от еды, питья и развлечений; это же и некое важное занимаемое место. «Он занимает ответственный пост», говорим мы о важной «шишке». Если речь идет о военном быте, о котором говорится «пост сдал – пост принял», то этот пост бывает «охраняемый». На этом посту стоит часовой, чье внутренне состояние наводит на мысль о посте религиозном. Религиозный пост требует от человека внутренней собранности, и в этом его схожесть с заступлением на пост вооруженного военнослужащего. «Не зевать, не расслабляться, руководствоваться уставом, быть начеку», - таковы вкратце требования к часовому, выраженные несколько эмоциональным языком. Точно так же звучит часть требований и к человеку, соблюдающему религиозный пост. Итак, эта омонимия далеко не случайна и глубокомысленна. Военный пост «сдают» и «принимают», церковный – «держат» и «соблюдают», но тот и другой – «хранят». Человек в обоих случаях сосредотачивается на поставленной задаче. В обоих случаях он должен понимать, что занят делом большой, если не сказать – чрезвычайной – важности.

***

В посту нужно молиться. Сам по себе пост без усиленных молитв ниспадает до некоторой диеты, достоинство которой уже потому невелико, что соблюдается диета ради себя, а пост, как жертва, приносится Богу. Вся наша цивилизация это ярмарка подмен, где исповедь заменена визитом к психоаналитику, а крестный ход – митингом. Посту также угрожает «светский двойник» в лице различных голодовок и воздержаний.

Итак, нужно исключить нечто из рациона, но нужно нечто и в рацион добавить. Нужно добавить чтение псалмов и Нового Завета, земные поклоны (для тех, кто может их класть по состоянию здоровья), и молитву в храме. Нужно и обнаружить врагов молитвы. Во-первых, это лень. Во-вторых, суетность ума. А в-третьих, памятозлобие, обиды, и все прочее, что вырастает из эгоизма и противно любви к людям. Распознаем этих врагов, потому что вред от них больше, чем вред от полевых вредителей сельскому хозяйству. При этом поля чем-то регулярно посыпают и поливают, обрабатывают, а духовные враги тем удобнее действуют, чем меньше мы помним об их существовании.

***

Лень всем известна. Она, «матушка, раньше нас родилась». Она не зря и рифмуется со словом «тень», так как тенью буквально ходит за каждым человеком. Если поддаться ее усыпляющему действию, душа погрузится в уныние, тяжелее которого вряд ли что-то есть. Что до суетности ума, то это увеличивающийся недуг. Его увеличению много способствует информационная эпоха, внутри которой мы живем. То, что в области массовой информации представляется развлечением и собственно информированием, является на львиную долю замусориванием общественного сознания или даже зомбированием (одно другому не мешает). Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю» Эффект будет непременно и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трепа. Земле нужно походить под паром, вьючному животному нужно отдыхать от поклажи. Только бедная людская голова осуждена повседневностью на то, чтобы быть мусорником. Я не согласен. Я выключаю средства связи и прячу пульты. И делаю это ради малых крошек внутренней чистоты. Только по неумению додумывать мысли до конца человечество переживает о чистоте окружающей среды, но не небрежет о чистоте внутреннего мира. Ведь грязь в экологии это только перст, указующий на грязь в мыслях и намерениях человека.

Еще замечено, что постящиеся более раздражительны. Весенняя усталость и духовный труд дадут о себе знать. Но мы должны будем сдерживать себя, чтобы ссорами и раздражительностью не губить плод поста. И кроме названных трех врагов у молитвы есть и иные враги. Вы сами сможете со временем их обнаружить. Но для этого нужна сама молитва. Она – огонь, все остальное – лампадное масло.

***

Нужно повторять без устали, что пост это не только и не столько явление пищевое, сколько всеобъемлющее, изменяющее всего человека. Пост относится к уму больше, чем к чреву. И гастрономия под пост подстроится при желании - в ресторанах уже не первый год можно найти постное меню. Десять перемен блюд и надпись на прейскуранте «Поститесь на здоровье». А вот телевизор под пост не подстраивается, и его вредно смотреть без меры, что в пост, что вне поста. То же касается контента радиостанций, печатной продукции. Все эти фабрики новостей и развлечений либо в принципе не способны даже внешне настроиться на постовую волну, либо это будет очень тяжелым для них трудом. Поэтому и стоит напоминать, что экология ума и чистота информационной пищи и важнее всего для христианина, и это ему, соответственно, тяжелее всего дается.

***

При углубленном подходе к явлению пост это некое «малое умирание». Человек насильственно исторгает свой ум из круга обычных явлений и переключается на совершенно иные мысли. Он мыслит о Суде, о воздаянии грешным и праведным, о своем предстоянии Христу. Он думает о том, что уже сделано, а где еще «конь не валялся». Он думает о том, сколько ему осталось, и как этот остаток правильно прожить. Таким образом, человек словно умирает, или хотя бы замирает для привычных мыслей и дел. Это и есть та «малая смерть» для мира, которая выбирается добровольно ради оживления души для Христа.

***

Так и происходит в Божием мире: открываются одни двери не раньше, нежели закрылись другие. Не родившийся еще ребенок внутри материнского организма имеет закрытыми глаза, рот, нос. Остатки пищи тоже не выходят из него так, как это будет потом. Для питания и дыхания у него открыто отверстие, которое потом закроется – пупок (!). А пока он живет удивительно: вниз головой, в воде, и в тихом мраке. Потом – после родов – откроется то, что было закрыто, и закроется то, что было открыто. Таков закон. Следовательно, и в духовной жизни мы должны учиться оглохнуть для одних разговоров, чтобы открылось слышание иных речей. (Не зря Матерь Божия называется собеседницей молчальников). Должны освободить ум от одних мыслей, чтобы в сознание смогли войти другие. (Не зря некто из отцов сказал, что ухо безмолвника услышит дивное) Умирание для жизни призрачной ради оживления для жизни подлинной, вот – пост.

***

Когда одни люди постятся, а другие нет, то не исключено, что между ними может возникнуть взаимное напряжение. Постящиеся люди склонны осуждать людей не постящихся. Вот, мол, «грешники и чревоугодники». Ну, а у оппонентов тоже готовы под рукой свои аргументы. «Бог у меня в душе», «оскверняет человека не то, что входит в уста, а то, что исходит из уст». И так далее. К тому же всем известен малоприятный тип религиозного ханжи, на которого не хочется быть похожим. Вот многие и думают, что лучше «я не буду особо рьяно исполнять обряды и предписания, зато буду простым и искренним человеком». Разрубать этот узел или развязывать, в любом случае придется попотеть.

***

Обратимся к Писанию, и первой словесной жемчужиной пусть будет следующая: «Пища для чрева и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то, и другое» (1 Кор. 6:13) Эти слова обращены к тем, кто чрезмерно внимателен к еде, в ущерб прочим не менее важным сторонам жизни. Еда едой, а молитва молитвой, и любовь любовью. Воспретим себе осуждать тех, кто почему-то не соблюдает пост, помня о том, что «чрево всякого человека Бог уничтожит». По-славянски это выражение читается «упразднит», т.е. сделает неважным. Речь идет о той перемене, которая ожидает всякую плоть, когда после воскресения люди изменятся невообразимо. Сыны Царства, по слову Христа, будут подобны Ангелам Божиим, будучи сынами воскресения. И само Царство есть не пища и питие, но радость и мир во Святом Духе. И еще выслушаем нечто: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14:3) Как видим, апостол тревожился о том, чтобы аскетизм или его отсутствие не превращались в фактор распрей между христианами. И нас в первую очередь должно волновать не столько отношение маловерных к тем, кто постится, сколько наоборот. Хочется, чтобы постящиеся люди не задирали нос и не осуждали тех, кто ест колбасу и смотрит в посту телевизор. С нас, христиан, больший спрос. От нас ожидается теплота понимания и неосуждения. К себе – строгость, к ближнему – милость, Богу – поклонение в духе. Вот христианство.

***

Пост – явление универсальное. Вы не найдете в истории человечества ни одной серьезной культуры, где ради высших целей лучшие люди не брали бы на себя труд воздержания, временного или постоянного. Вы не найдете такой культуры, где восхвалялось бы обжорство, лень, праздность, и при этом совершались бы великие открытия и свершения в области духа. Мир уже мультикультурален. Не выезжая за пределы страны и города можно познакомиться с учениями востока, с разными аскетическими практиками, зайти в «Чайна Таун» и выйти из него, записаться на курсы йоги и проч. . Наши люди так и делают. Плохо это или хорошо – отдельная тема, но это уже сбывшийся факт, и о чакрах или медитациях славянин может знать задолго до того, как узнает о грехах и страстях, мучающих человека.

***

Люди бродят не только из стороны в сторону, и не только мигрируют из страны в страну. Люди также бродят от учения к учению, ищут истину и стремятся к самореализации. Так вот нигде эти люди не встретят призывы к вседозволенности, если предметом поиска будет чистота ума и спокойствие души. Люди объявляют личный пост, если дают обеты и вымаливают у Бога что-то важное. Они объявляют коллективный пост, если «враг у ворот» и народу грозит нешуточная опасность. Способность к воздержанию в сложных ситуациях есть мера серьезности души и ее мужественности. И только общество потребления свистит нам в оба уха: «Потребляй. Наслаждайся. Расслабляйся. Отрывайся по полной». Именно этот дух вседозволенности, зацикленности на себя, крайнего эгоизма и стремления к беспрестанной смене удовольствий и есть разлагающий дух мира сего. Предполагаю, что это есть разновидность духа Антихристова. Постясь, мы в некую меру выходим из-под власти этого духа. Можем выйти, во всяком случае. Поэтому дух поста есть дух воинский и благородный, а дух греховной расслабленности есть дух плебейский и рабский. Воздержный человек свободен, а обжора – раб. И блудник – раб. И лентяй – раб. Свобода это не только политическое или социальное явление. Свобода это подарок Бога сознательной и разумной личности. Христианство помнит об этом. Жаль только, что настоящих христиан среди нас очень и очень мало.

Но мы далеки от уныния. Мы уже начали труд и будущее многое нам откроет. С Богом, вперед, не задерживайтесь.

Протоиерей Андрей Ткачев

19 марта 2013 года

______________________________________________________

Обращение Главы Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополита Астанайского и Казахстанского Александра перед началом

Великого поста

«Всечестное воздержание начнем светло, лучами сияюще святых заповедей Христа Бога нашего, любви светлостию, молитвы блистанием».

Седален понедельника 1-й седмицы

18 марта наступает спасительный период Великого поста – священное время подготовки к встрече со Христом, нас ради Распятым и Воскресшим.

Сегодня большинство называющих себя православными христианами, сталкиваются с духовной проблемой, которую Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал «внутренним обмирщением». Человек верит в Бога, признает необходимость молитвы, иногда посещает храм и даже участвует в таинствах, но обуреваемый житейскими заботами, погружаясь полностью в бытовые проблемы, увлекаемый суетой, мало по малу забывает о «едином на потребу», перестает помнить о нуждах своей бессмертной души, постепенно отходит от Церкви. Лишенный же благодатной поддержки он легко поддается искушениям и соблазнам, становится добычей страстей, утрачивает личный опыт богообщения. Результатом такой жизни является религиозная теплохладность, безразличие, полная утрата веры.

«Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается…», - слышим мы в первые дни поста проникновенные слова великого покаянного канона святого Андрея Критского. Как спасительное средство от внутреннего обмирщения, как действенный способ пробудиться от греховного сна и вернуться к Небесному Отцу предлагает нам Церковь Христова покаянные дни святой Четыредесятницы. Великий пост дает ориентир жизни по Евангелию в нашем мире, погруженном в бездну греха, учит, как побороть злые наклонности и стяжать добродетели, открывает радость жизни с Богом.

Необходимо осознать, что соблюдение Великого поста является не только важным, но и неотъемлемым условием правильного пути ко спасению. Святитель Амвросий Медиоланский отмечает: «Это время Христос освятил Своим постом. Кто из христиан не постится в святую Четыредесятницу, тот показывает вероломство и упрямство, нарушая пресыщением данный Богом для спасения закон… Как соблюдение поста есть доброе дело, так и нарушение его в Четыредесятницу – грех».

Порой от людей еще далеких от настоящей духовной жизни можно услышать такое самооправдание «нас никто не научил, ничего не знаем, не понимаем». Но вот сейчас Мать-Церковь обращается ко всем: «Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас» (Пс. 33:12). Особый строй богослужений, земные поклоны, темные ризы, умилительно-протяжные напевы — все это действенно помогает нам, отложив земное и тленное, обратиться всем сердцем к Небесному и вечному. Нельзя пренебрегать этим литургическим сокровищем Церкви. Частое посещение храма Божия, участие в церковном богослужении, внимание к молитвам и песнопениям является одним из важных аспектов соблюдения поста и настоящей школой благочестия.

Святая Четыредесятница – наиболее благоприятное время для того, чтобы должным образом подготовившись приступить к Святому Причастию «во оставление грехов и в жизнь вечную». Исполняя положенное перед Причащением молитвенное правило и молясь за Литургией, важно прочувствовать величие этого Таинства и внутреннюю необходимость соединения со Христом, оживотворяющим душу и тело, врачующим немощи и исцеляющим недуги.

Осознавая большую пользу посильного телесного поста, будем помнить о значимости поста духовного. Действительно, истинный пост, по слову святителя Тихона Задонского, состоит в следующем: «Да постится ум твой от помыслов суетных, да постится память твоя от злопамятства, да постится воля твоя от злого желания, да постятся глаза твои от худого зрения, да постятся уши твои от скверных песен, да постится твой язык от осуждения, пусть постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот христианский пост!».

Такой пост, сопряженный с усердной домашней и церковной молитвой, телесным воздержанием, творением добрых дел требует напряжения сил, терпения и постоянства. Но важно помнить слова Спасителя о необходимости подвига в жизни христианина: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

Не только о своем личном спасении должны мы заботиться. Важно простирать молитвенный покров и над усопшими сродниками и ближними. Для этого Церковь предлагает нам постовые родительские субботы, когда всякий верующий должен обязательно прийти в храм Божий, принять участие в общей молитве обо всех отошедших в иной мир, заказать поминовение своих усопших сродников, возжечь свечи во оставление грехов почивших.

День, завершающий приготовление к Великому посту, именуется Прощеным воскресеньем. Само это название указывает нам: покаяние, изменение собственной жизни должно, прежде всего, находить свое выражение в стремлении примириться с окружающими нас людьми – теми, кому мы причинили обиду, и теми, кто несправедливо поступил по отношению к нам. Взаимное христианское прощение полагает доброе начало прохождению святой Четыредесятницы, поэтому великий проповедник покаяния преподобный Ефрем Сирин предупреждает: «Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой: Бог не примет тебя». Обретая радость примирения с ближними, мы тем самым предвозвещаем в своих сердцах великое торжество веры, венчающее Великий пост и Страстную седмицу – Светлое Христово Воскресение. Совершаемый в храмах вечером этого дня чин прощения назидателен и умилителен по своему духовному содержанию; смысл его можно выразить апостольскими словами – «прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).

С упованием на милость Божью, начнем поприще поста, чтобы «угасить пламень страстей, возлюбить чистоту, разрешить всякий союз неправды, дать голодным хлеб, нищих ввести в дом» и сподобиться встретить Светлое Христово Воскресение.

Призывая Божие благословение,

+ АЛЕКСАНДР,

Митрополит Астанайский и Казахстанский.

_____________________________________

По окончании воскресных и праздничных Божественных литургий всем прихожанам и богомольцам предлагается подкрепиться и продолжить братское общение друг со другом в нашей трапезной.

Телефоны: протоиерей Серафим Ган – (917) 543-5199; протодиакон Павел Волков – (516) 263-0714; диакон Евгений Каллаур – (516) 676-0890; староста Михаил Станиславович Рыль – (516) 676-4692.



www.stseraphimschurch.org

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки