РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Си-Клиф, Нью Йорк США

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки


октябрь 2010 г.

Монах до последнего своего издыхания

(к 10-летию со дня кончины архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева; + 2000 г.))

Митрополит ЛАВР, Джорданвиль 2005 г.: В связи с годовщиной кончины приснопамятного архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония (Медведева) мне хотелось бы отметить некоторые черты этого добрейшего и сердечного архипастыря.

Моя первая встреча с будущим архиепископом Антонием состоялась в обители в Ладомирово. Как известно, Владыка Антоний был постриженником Мильковского монастыря в Югославии, того же монастыря, где были пострижены оба его предшественника по Западно-Американской кафедре – архиепископ Тихон и святитель Иоанн (Максимович). В Мильково настоятелем был схи-архимандрит Амвросий. Когда о. Амвросий тяжело болел он передал иеромонаха Антония под духовное руководство архиепископа Виталия (Максименко). С последним о. Антоний познакомился на его хиротонии в Белграде и сразу его полюбил. Тогда о. Антоний еще был иеродиаконом. После кончины схи-архимандрита Амвросия иеромонах Антоний переехал к нам в Ладомирово, чтобы духовно окормляться у Владыки Виталия.

Во время войны нашему братству пришлось эвакуироваться в Женеву. Там мы трудились, ожидая разрешение на переезд в США. У отца Антония главные послушание были клирос и редактирование богослужебного календаря. Он был прекрасным знатоком устава и жил богослужением. Помню, как он старался ввести валаамские напевы, которые освоил в Мильково, в наше клиросное пение.

С благословения настоятеля женевского Крестовоздвиженского собора, иеромонаха Леонтия (Бартошевича), о. Антоний занимался и пастырской деятельностью – исповедовал и окормлял прихожан. Я помню одну семью, где между мужем и женой не было согласия по церковным вопросам. Отец Антоний очень переживал это разногласие и начал семью посещать и проводить с супругами духовные беседы. Благодаря его сострадательной пастырской любви он смог духовно настроить жену и таким образом внести мир в семью.

Будущий архиепископ Антоний был очень близок по духу с братьями Бартошевичами, отцами Леонтием и Антонием, которых знал еще по Югославии. В Женеве его духовным наставником был валаамский игумен Филимон. Был он близок и с будущим архимандритом Нектарием, духовником Гефсиманской женской обители. Во время Второй мировой войны иеромонах Антоний окормлял военных РОА. Его ближайшим помощником был его псаломщик, будущий о. Нектарий. Дружба Владыки Антония и о. Нектария были связаны крепкими духовными узами до конца их жизни.

В ноябре 1946 года наше братство прибыло в Америку и поселилось в Джорданвиле. В монастыре, помимо клиросного послушания, о. Антоний доил коров, нередко засыпая под коровами. К празднику Рождества Христова архиепископ Виталий, зная пастырские способности отца Антония, направил его для служения в Лейквуд и Владимирскую горку. Впоследствии о. Антоний основывал и обслуживал приходы в Линкольне (штат Небраска), Кливленде и Мильвоки.

Хиротония архимандрита Антония во епископа Мельбурнского состоялась в 1956 в Вознесенском соборе на Бронксе. Я тогда был иеромонахом. Помню, как я подошел к Блаженнейшему митрополиту Анастасию и он мне ласково сказал: «Учись, учись…» Также помню, что перед своей хиротонией архимандрит Антоний показал мне свое слово при наречении и спросил: «Как ты думаешь?» Тогда он очень ценил совет и впоследствии, будучи архиереем, любил советоваться.

Архиепископ Антоний, поговорив с епископом Аверкием, предложил мою кандидатуру во епископа, в секретаря Архиерейского Синода. После моей хиротонии до кончины архиепископа Антония в 2000 году мы с ним были членами Архиерейского Синода и вместе работали. Он был очень сердечным и искренним и никогда ничего не делал на пользу себе, а только на пользу Церкви и во славу Божию. У него не было личной жизни, а только жизнь в Церкви, со Христом.

Случалось, что архиепископ Антоний видел какие-то смущающие события в Синоде. Он обычно делился, писал письма, но всегда в мягкой форме и искренно, с болью на сердце. Когда обсуждался вопрос прославления Новомучеников Российских, в особенности Царской семьи, среди епископата не было единогласия. Владыка Антоний был миротворцем и всегда старался добиться мирного решения всех вопросов.

Помню, что архиепископ Антоний Женевский был недоволен службой Царственным страстотерпцами. Он считал, что тексты стихир были очень длинными, а сам канон службы обращен не Царю-мученику, а является покаянным обращением к Господу Богу. Владыка Антоний об этом поделился архиепископу Антонию Западно-Американскому и надеялся, что последний переработает эту службу. Он же (архиепископ Антоний Западно-Американский) прекрасно составил общую службу всем Новомученикам и исповедникам Российским.

У приснопамятного архиепископа Антония, подобно Блаженнейшему митрополиту Антонию и святителю Иоанну (Максимовичу) было вселенское восприятие Церкви. Все три иерарха болели за Поместные Церкви, за гонимых православных христиан, за церковные разделения в Русской Церкви. На заседаниях Архиерейского Синода архиепископ Антоний всегда заступался за Сербскую Церковь. В этом его особенно поддерживали архиепископы Серафим Чикагский, Никон Вашингтонский и Антоний Женевский. Владыка Антоний не одобрял некоторых отклонений Поместных Церквей, в особенности Константинопольской, но считал, что все православные должны жить в мире и единении.

В Сан-Франциско Владыка Антоний жил один –  готовил сам, сам убирал. Как монах он в лице схи-архимандрита Амвросия Мильковского был сформирован старорусской школой монашества и оставался представителем этой школы до последнего своего издыхания. Он, повторяю, ничего для себя не делал, а только для Бога, для Церкви.

Похоронен Владыка Антоний здесь у нас, в Свято-Троицком монастрые, в усыпальнице за храмом. Не хватает его среди нашего епископата, но верю, что он за нас молится, за нас переживает.

Благочестие святителя

Чтец Владимир КРАСОВСКИЙ, Сан-Франциско

Одно из отличительных свойств приснопамятного архиепископа Антония было, несомненно, его глубокое благочестие, его отношение ко всему святому, ко всему, касающемуся святой Церкви Христовой – к богослужению (как будничному, так и к праздничному), к частным требам, к предметам церковным: облачению, кресту, книге богослужебной, ватки от чудотворной иконы… Он всегда, я подчеркиваю, всегда, относился к службе, к святыням, с великим трепетом и страхом Божиим. С этим отношением были сопряжены трезвость и простая, но очень глубокая, логика.

О благочестии архиепископа Антония можно было бы написать книгу. Я хотел бы поделиться с читателями некоторыми случаями из жизни Владыки Антония, показывающие его благочестие.

Когда я был делопроизводителем консистории Западно-Американской епархии, мне пришлось принять 5-6 коробок с новоизданными архимандритом Митрофаном (Мануиловым) на славянском языке евангелиями. Эти евангелия были предназначены для бесплатного распространения о. Митрофаном. Я указал почтальону поставить коробки на пол в коридоре у входа в епархиальную канцелярию. Немного погодя в канцелярию спустился архиепископ Антоний (он жил в квартире над канцелярией) и заметив коробки с евангелиями сказал мне их поставить в другое место, а сам пошел в заднюю комнату искать документы в епархиальном архиве. Я принялся за дело, но вместо того, чтобы каждую коробку отдельно перетаскивать, я решил все коробки, при помощи правой ноги, передвинуть. Когда Владыка вышел из архива и увидел как я двигаю коробки ногой, у него на лице появилось волнение (те, кто близко знали архиепископа Антония, очень хорошо помнят это его выражение – он ясно давал знать, что что-то не в порядке). Он озабоченно с расстановкой меня спросил: «Что ты делаешь?!» Я ему ответил, что согласно его указанию я переставляю коробки. Владыка воскликнул: «Ведь в этих коробках святое Евангелие!» Я в недоумении ответил: «Ну и что?» Тогда Владыка мягко, объяснительным тоном мне говорит: «Мы не смеем передвигать такие коробки с такой Книгой ногами». Я взялся руками отдельно перетаскивать каждую коробку в отдельности.

Однажды я вез архиепископа Антония и протопресвитера Илью Веня в больницу кого-то причастить. Отец Илья сидел сзади со святыми Дарами. Я его хорошо знал, поскольку он меня миропомазывал в Гонконге, будучи настоятелем тамошнего Воскресенского храма. Я его обычно называл «Ее», что по-китайски значит «дедушка», поскольку у меня отношение к нему (и к Владыке Антонию) – сыновнее. В этом году, в ноябре месяце о. Ильи исполнится 109 лет. Когда мы ехали в больницу я несколько раз пытался заговорить с о. Ильей, а он очень не охотно мне отвечал. Меня это озадачило и я подумал, что может быть я его чем-то обидел: «Не сердишься ли на меня, Ее?» Владыка Антоний, который сидел рядом со мной, повернулся ко мне и в полголоса, ласково и с любовью сказал: «Вова, у батюшки святые Дары, старайся с ним не разговаривать без надобности… а то вообще в присутствии святых Даров лучше соблюдать благоговейное тишину». Дальше мы ехали в больницу в полном молчании. Надо сказать, что благодаря этому ощущение у меня было особенным.

Великая пятница. В этот святой день каждый верующий идет в церковь на богослужение с особым трепетом. Для меня как регента, и для хора, богослужения Страстной седмицы уже «впеты» и проходят с спокойной, тихой торжественностью. Святая Церковь нас готовит к великому Торжеству из торжеств, к святой Пасхе. Архиепископ Антоний приходит в храм и готовится к службе, облачается. Физически, особенно в последние годы его жизни, он изнемогает, но чувствуется, что он окрылен невероятной духовной силой, энергией, которая его несет. Глаза у него целеустремленные, выражение на лице очень сосредоточенное. Приближается к концу вечерня Великого пятка. Храм полный богомольцами. Хор поет самоподобны «Егда от древа», а затем стихиру «Тебе одеющагося» болгарского распева, читается Трисвятое и наконец звучит тропарь «Благообразный Иосиф». Медленно, вереницей духовенства и прислужниками, выносится осененная шестью рипидами старинная русская плащаница. Четыре священника высоко над головой Владыки Антония на носилках держат ее. У Владыки Антония на голове небольшое евангелие. Владыка Антоний, при помощи протодиаконов, с трудом опускается на колени перед гробницей. Его голова преклонена. Святая плащаница с трепетом кладется «во гроб». Владыка, будучи на коленях у подножья гроба не смеет «поднимать очи свои» и смотря в землю благоговейно протягивает руки к плащанице и нежно кладет евангелие на тело Божественного Мертвеца. Только после этого Владыка дерзает подняться на ноги. Он встает, возлагает венок и осторожно, не спеша, помазывает Тело благоуханным маслом. Невозможно словами передать то чувство, которое охватывало меня каждый год в этот благодатный момент…

Благочестие архиепископа Антония проявлялось во всем. Оно ограждало его от мирской суеты, от «стрелы летящие во дни». Господь Бог неоднократно сподобил меня грешного быть свидетелем этого благоговейного трепета, духовной стойкости Владыки Антония. Владыка Антоний дышал этим трепетом, им жил.

Господь да упокоит светлую душу приснопамятного архиепископа Антония. Вечная память дорогому Владыке, а нам всем побольше пропитываться его благодатным примером.

Краткое жизнеописание Архиепископа Антония (Медведева)

Протоиерей Петр Перекрестов

23 сентября, в 12 ч. 10 минут дня скончался правящий архипастырь Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви заграницей, Высокопреосвященнейший архиепископ Антоний.

Владыка Антоний управлял Западно-Американской епархией в течение 32-х лет – ни один православный архипастырь в США не занимал кафедру в течение такого продолжительного срока. С кончиной архиепископа Антония прервалась одна из последних нитей, связывающая нас с дореволюционной Россией, с живым преданием старого русского монашества, с непосредственным преемством духа основоположников Русской Православной Церкви за границей. Архиепископ Антоний – последний архиерей Русской Церкви, который и родился и получил воспитание в дореволюционной России, и монашество принял в юном возрасте, и лично знал великого Авву – Блаженнейшего митрополита Антония (Храповицкого).

32 года тому назад, к Крестопоклонному воскресенью Великого поста, прибыл из Австралии новоназначенный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви заграницей Владыка Антоний. Тогда в Западно-Американской епархии было 16 приходов. Приход Кафедрального собора еще не оправился от трудного периода строительства нового храма. Епархию в 60-х годах разделили на две епархии – Западно-Американскую и Южно-Калифорнийскую. Было несколько приходов, подчиняющихся непосредственно первоиераху Русской Православной Церкви за границей. В епархии было два кадетских объединения и две скаутских организации. С прибытием в Сан-Франциско Высокопреосвященнейшего архиепископа Антония начался период уврачевания, период восстановления мира и единения.

Еще Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) говорил о главной, самой светлой и всепокоряющей черте архиепископа Антония, о его любви: «Она умиротворяет враждующих и умягчает озлобленные и ожесточенные сердца, действует на них, как масло, вылитое в кипящие морские волны». Приснопамятный митрополит Анастасий в своих словах не ошибся. За эти 32 года Западно-Американская епархия стала одной из самых благоустроенных в русском рассеянии. В Кафедральном соборе настало время мирного и дружного созидания. При архиепископе Антонии была завершена постройка и роспись и освящен Кафедральный собор. Приходом выстроен новый зал с помещением для Кирилло-Мефодиевской Русской Церковной гимназии. Число церквей в епархии возросло до 35. При епархии открыт ряд англоязычных миссий, больница для престарелых и первый православный лицей – в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Воссоединилась Южно-Калифорнийская епархия с Западно-Американской, объединились два кадетских объединения, объединились и скаутские организации. Сколько молитв, сколько любви, терпения, тепла, мудрости и кротости потребовалось от архиепископа Антония, чтобы уврачевать раны, объединить, а затем и сохранить мир и единение!

Русский писатель Владимир Солоухин, описывая свою первую встречу с архиепископом Антонием (см. рассказ «Плохой собор…» в сборнике «Смех за левым плечом») написал следующее: «Двери открылись [в покои Владыки Антония – П.П.], и я увидел седовласого, седобородого старца, открывающего мне свои объятия, как если бы отец блудному сыну». Вот так Владыка Антоний принимал всех, к нему приходящих и к нему обращающихся.

Архиепископ Антоний, в миру Артемий Сергеевич Медведев, родился в 1908 г. в Вильне и учился в Петровском Полтавском кадетском корпусе. Во время Гражданской войны из Севастополя эвакуировался в Югославию, где в Белой Церкви окончил Крымский кадетский корпус. В возрасте 22 лет поступил в Введенский Мильковский монастырь. Он считал себя учеником настоятеля Мильковского монастыря, схиархимандрита Амвросия (Курганова), о котором написал труд «Немноголетний старец» («Православный путь» за 1952).

В 1932 будущий архиепископ Антоний принял монашеский постриг, в 1934 рукоположен во иеродиаконы, а в 1938 – во иеромонахи. В Мильково о. Антоний нес послушание уставщика. Во время Второй мировой войны иеромонах Антоний в качестве военного священника состоял в Русском Корпусе и Освободительном движении. В промежуточное время он попал в обитель преподобного Иова на Карпатах. С тех пор у о. Антония началась крепкая связь с братством преподобного Иова Почаевского.

По окончании войны о. Антоний переехал с братством в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилль, штат Нью-Йорк, где попал под духовное водительство архиепископа Виталия (Максименко), который привлек его к миссионерской работе. Игумен, а затем архимандрит Антоний открывает ряд новых приходов в местах скопления русских беженцев, а также временно является администратором приходов Западной Канады.

В 1956 году архимандрит Антоний был хиротонисан во епископа Мельбурнского, викария Австралийской епархии. В Австралии он был особенно близок к известному русскому литургисту, протоиерею Ростиславу Ган, а также к будущему первоиерарху Русской Зарубежной Церкви, митрополиту Филарету (Вознесенскому).

После кончины святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца, на вакантную Западно-Американскую кафедру был назначен епископ Антоний. В 1968 он прибыл в Сан-Франциско и в том же году возведен в сан архиепископа.

Где бы он ни служил, Владыка Антоний особенное внимание обращал на работу с молодежью и церковно-школьное дело. С 1978 г. Владыка Антоний являлся членом Архиерейского Синода, участвовал в подготовке Архиерейских Соборов. Будучи игуменом и архимандритом он подготавливал и редактировал Типикон с богослужебными указаниями — приложение к Троицкому календарю. Он был прекрасным знатоком церковного Устава и богослужения и по поручению Архиерейского Синода он составлял богослужебные тексты службам преп. Герману Аляскинскому, св. праведному Иоанну Кронштадтскому (вместе со святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Франциским Чудотворцем) и молитвы Всем святым в Земле Российской просиявших и св. блаженной Ксении Петербургской. Архиепископ Антоний полностью составил службу святым Новомученикам и Исповедникам Российским.

В церковную историю архиепископ Антоний также войдет как главный вдохновитель прославления великого святителя ХХ века — св. Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Владыка Антоний возглавил освидетельствование останков святителя Иоанна в 1993 году, а также провел все подготовительные работы к прославлению, в том числе и составление большей части самой службы св. Иоанну.

В конце 1999 года здоровье архиепископа Антония начало ухудшаться. Не щадя себя ради Церкви и паствы, Владыка не обращал внимание на свои недуги, пока он не начал передвигаться и читать с большим трудом.

С 1 января 2000 года Архиерейским Синодом был дан отпуск архиепископу Антонию для лечения, а временное управление Западно-Американской епархией было возложено на викарного архиерея, епископа Сеаттлийского Кирилла.

Во время своего лечения Владыка Антоний, тем не менее, старался посещать все главные богослужения. Он совершил все службы Страстной седмицы и Пасхи 2000 года. Несмотря на слабое зрение, он во время служб читал богослужебные тексты, нередко наизусть.

После Пасхи Владыка Антоний попал в больницу на длительное лечение и с тех пор неоднократно лежал в больнице или лечился дома. Последнее свое богослужение он совершил в день Преображения Господня – врачи разрешили ему приехать в храм из больницы в этот день. Он всю неделю готовился к этой службе, обдумывая как он будет совершать литургию в инвалидном кресле (к тому времени он уже не мог больше ходить) и в какие моменты он будет вставать.

Соборный приход решил в день Преображения отметить только что прошедший день ангела Владыки. Нет слов передать ту радость, которую Владыка Антоний испытывал видя свою паству и служа Божественную литургию. После литургии и молебна преподобному Антонию Римлянину состоялась трапеза, за которой Владыка принимал поздравления. К вечеру того дня он вернулся в больницу.

В начале сентября архиепископа Антония отпустили домой. 10 сентября, в день памяти преподобного Иова Почаевского, архиепископ Антоний последний раз был в Кафедральном соборе. Он за ранней литургией молился и приобщился Святых Христовых Таин, затем приложился к иконе преподобного Иова и мощам святителя Иоанна, обратился лицом к верующим и покинул собор. После литургии врач, осмотрев ноги Владыки Антония, сказал ему, что надо немедленно ехать в больницу, иначе Владыка может от гангрены умереть. Владыка Антоний решил день задержаться, чтобы прослушать через проведенный в его келью громкоговоритель службу Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, и 11 сентября, после литургии, которую Владыка также прослушал, его отвезли в больницу.

В больнице с каждым днем здоровье Владыка Антоний становился слабее. Он старался скрывать сильные боли, но посетителям это было очевидно. Духовник архиепископа Антония, протоиерей Стефан Павленко, его приобщил во вторник 19 сентября, а последние три дня кто-то из духовенства с Владыкой проводил всю ночь в больнице.

С четверга Владыке Антонию стало плохо – он уже мало реагировал на приходящих, а больше был состредоточен на своем состоянии. В пятницу 22 сентября, около 11 ч. вечера, Владыка Антоний последний раз приобщился святых Христовых Таин. Он тогда дышал с большим трудом. Казалось, что он в полусознании. Два священника прочитали Канон на исход души от тела при пении собравшихся к тому времени прихожан собора. После канона присутствующие спели любимые Владыкой стихиры Кресту «Иже Крестом ограждаеми» и из его правого глаза потекли слезы – он все слышал и понимал! Затем все простились со своим архипастырем, испросив прощения и благословения, поцеловав его руку.

Священник Александр Красовский провел ночь с архиепископом Антонием, а утром его сменил прот. Марк Гомец, на чьих руках около полудня мирно скончался правящий архипастырь Западно-Американской епархии.

Весть о кончине Владыки Антония сразу была сообщена соборному духовенству. День был школьный и учащиеся Свято-Кирилло-Мефодиевской гимназии, которых Владыка так любил, первые узнали о смерти Владыки Антония. В гимназии же было совершено первое заупокойное моление о новопреставленном архиепископе Антонии. К 1 ч. дня у кровати Владыки Антония собралось 5 священников и ими был совершен Канон по исходе души от тела, а затем тело Владыки было перевезено в Кафедральный Собор. К 5 ч. вечера из Рино (там в этот день впервые в новой миссии Зарубежной Церкви была совершена архиерейская литургия) в собор прибыли епископ Кирилл, прот. Стефан Павленко и священник Павел Волменский и вместе с соборным духовенством облачили Владыку Антония в монашеское одеяние и малое архиерейское облачение. После всенощного бдения, на которое собралось множество прихожан, узнавших о смерти Владыки, была отслужена первая панихида.

Всю ночь прихожане собора читали над телом новопреставленного Псалтирь. В воскресенье после поздней литургии была совершена вторая панихида. Перед панихидой сказал проникновенное слово епископ Кирилл о том, каким великим архиереем был Владыка Антоний, как он умел прощать и как новопреставленный лично ему помог понять сущность соборности в Церкви. Третья панихида была отслужена в воскресенье вечером. Следует упомянуть, что на этой панихиде участвовал старейший клирик Русской Зарубежной Церкви – протопресвитер Илья Вень. Отец Илья, 103-летний старец, почти не приходит на богослужения, но сделал особое усилие прийти и помолиться за архиепископа Антония, которого очень любил и уважал. Духовенство всю ночь читало Евангелие над телом новопреставленного.

В понедельник 25 сентября в 9 ч. утра была отслужена заупокойная литургия при участии большого числа епархиального духовенства, а вечером парастас с чином прощания. Парастас возглавил епископ Кирилл в сослужении епископа Сербской Православной Церкви Иована, епархиального духовенства и семи священников-сербов. Слово перед прощанием произнес протоиерей Стефан Павленко. Он говорил о том, что перед молящимися лежит схимник. Владыка Антоний никому не говорил о том, что он до архиерейства принял великую схиму, но свою жизнь он проводил как строжайший монах. Во время прощания епископ Иована подчеркнул, что хотя мы потеряли архипастыря, мы обрели нового молитвенника у престола Господня, и, что мы должны не столько печалиться, что Владыку Антония потеряли, сколько благодарить Бога, что он был.

Многочисленные молящиеся тихо, не спеша, с чувством благодарности, и, одновременно чувствуя себя осиротевшими, подходили к гробу своего архипастыря и лобызали его руки. В это время певчие пели разные песнопения, а закончили пением пасхальных стихир – все в храме присоединились к пению этих стихир и заключительных слов: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Соборный протодиакон о. Николай Поршников, ставленник святителя Иоанна, всю неделю находился в больнице и, узнав о кончине Владыки Антония, с которым 32 года служил, очень переживал, что не может участвовать в заупокойных службах. Он даже задавался вопросом – почему Господь его наказывает. В день парастаса и прощания с архиепископом Антонием о. Николаю делали медицинскую процедуру и он находился под наркозом. Около 8 ч. вечера врач неожиданно сообщил о. Николаю, что его отпускают домой. Как раз в этот момент к протодиакону зашли посетители и о. Николай их попросил отвести его домой за подрясником, а затем в собор.

И вот к концу службы заходит о. Николай, берет благословение на стихарь, облачается и произносит последнюю ектенью парастаса о своем архипастыре: «Еще молимся о новопреставленном рабе Божием архиепископе Антонии…», а потом и «Вечную память». Не чудо ли это, не милость ли Божия? Около 10 ч. вечера гроб с останками Владыки обнесли вокруг храма, который он так любил, и положили на катафалк. Катафалк объехал вокруг квартала один раз и затем отвез гроб с телом на аэродром. Духовенство и молящиеся долго с печалью смотрели на отъезжающий катафалк. Владыка оставлял наш собор навсегда.

Отпевание и погребение, по желанию архиепископа Антония, проходили в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. 10 священнослужителей и около 50 человек из Западно-Американской епархии имели возможность участвовать в отпевании. Тело новопреставленного прибыло в монастырь в день праздника Воздвижения. Вечером было совершено заупокойное всенощное бдение, а затем братия монастыря всю ночь читала Евангелие у гроба.

В четверг занятия в семинарии были отменены и была отслужена заупокойная литургия. К концу литургии прибыло многочисленный сонм духовенства и верующие из многих городов и штатов Америки – были даже клирики из Австралии. После литургии братия монастыря устроила поминальную трапезу в память Владыки. Из-за многочисленности молящихся, были накрыты столы как в трапезной обители, так и в большом актовом зале семинарии. К 1 ч. дня началось монашеское отпевание. Возглавил отпевание настоятель обители, архиепископ Троицкий и Сиракузский Лавр в сослужении архиепископа Чикагского и Детройтского Алипия, епископов Сеаттлийского Кирилла, Манхеттенского Гавриила, и около 25 священников. В храме молились епископ Ишимский и Сибирский Евтихий, епископ Бостонский Митрофан и еще около 25 священнослужителей.

На отпевании было произнесено несколько слов. Архиепископ Лавр обрисовал образ Владыки Антония, излагая его биографию и делясь личными воспоминаниями о нем. Протопресвитер Валерий Лукьянов назвал архиепископа Антония «народным Владыкой» подобно тому, как св. Иоанн Кронштадтский был «народным батюшкой». Отец Валерий также подчеркнул, что Владыки Антоний, как никто, был достойнейшим преемником святителя Иоанна по Западно-Американской кафедре. После отпевания духовенство, под колокольный перезвон и с пением ирмосов «Помощник и покровитель», трижды обнесло гроб с останками архиепископа Антония вокруг монастырского собора. Стоял чудный день – заходило солнце, поддувал ветерок и листья деревьев сияли яркими осенними красками. Владыка Антоний был похоронен в усыпальнице за монастырским храмом, рядом с приснопамятным митрополитом Филаретом. Духовенство и верующие долго не расходились, а у гроба Владыки Антония пели церковные песнопения, и как в Сан-Франциско, так и в Джорданвилле закончили пение стихирами Пасхи и пением «Христос воскресе!». Все расходились с тихой радостью и миром на душе.

____________________________________________________

ИЗ ПРИХОДСКОЙ ЛЕТОПИСИ


30 августа вечером Блаженнейший митрополит всея Америки и Канады Иона, митрополит Волоколамский Иларион, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион посетили Серафимовскую церковь, где поклонились ее святыням и ознакомились с ходом работ по росписи храма, посвященной многовековому пути Русской Православной Церкви и восстановлению в ней единства. Настоятель храма и протодиакон Павел Волков приветствовали высоких гостей и рассказали об истории храма и его святынях. На состоявшейся затем трапезе, данной Блаженнейшим митрополитом Ионой, иерархи обсудили насущные вопросы церковной жизни в США.


Вечером 10 сентября была совершена панихида по скоропостижно скончавшейся 8 сентября Елизавете Пантелеймоновне Ольховской, внучке покойного епископа Бостонского Митрофана (Зноско-Боровского; + 2002 г.), многолетнего настоятеля нашего храма. По окончании богослужения настоятель храма выразил глубокое соучастие в скорби супруга почившей, диакона Николая Ольховского, Анны Митрофановны Жоховой, матери покойной, и всей семьи. В тот же день вечером гроб с телом Елизаветы был доставлен в наш храм, где была совершена заупокойная лития и началось чтение Псалтири. 11 сентября, в день Усекновения главы Предтечи Господня Иоанна, настоятель храма совершил Божественную литургию в сослужении протоиерея Георгия Каллаура, иеромонаха Романа (Красовского), иереев Михаила Владимирова и Александра Анчутина при протодиаконе Павле Волкове, диаконах Николае Ольховском, Евгении Каллауре, Викторе Гансоне и Николае Костуре. На "Буди имя Господне" проповедь произнес иерей Александр Анчутин. По окончании Божественной литургии была совершена панихида по новопреставленной Елизавете Ольховской, православным воинам, на поле брани убиенным; и всем невинно убиенным в терактах в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В тот же день вечером было отслужено Всенощное бдение, а затем заупокойную литию совершил протоиерей Андрей Папков из Покровского кафедрального собора в Чикаго.В воскресенье, 12 сентября, в день памяти святого благоверного и великого князя Александра Невского, Божественную литургию в нашем храме возглавил протоиерей Андрей Папков в сослужении настоятеля и иеромонаха Романа (Красовского) при протодиаконе Павле Волкове, диаконах Николае Ольховском, Евгении Каллауре, Викторе Гансоне и Николае Костуре. После заамвонной молитвы духовенство совершило славление праздника с чтением молитвы святому благоверному и великому князю Александру, после чего иеромонах Роман произнес глубокопрочувствованное слово на "Буди имя Господне". По окончании Божественной литургии и заупокойной литии, совершенной у гроба новопреставленной Елизаветы Ольховской, настоятель храма приветствовал собравшуюся братию, а также поздравил А.А. Квартирова, члена Ревизионной комиссии Серафимовского прихода, с днем Ангела. В тот же день вечером Высокопреосвященнейший митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион возглавил отпевание усопшей в сослужении епископов Кливлендского Петра, Управляющего Средне-Американской епархией, и Мэйфильдского Георгия, викария Восточно-Американской епархии, и многочисленного сонма духовенства. После отпевания была предложена поминальная трапеза, за которой выступали протоиерей Андрей Папков, настоятель храма и Е.С. Зезюлина, двоюродная сестра покойной. Погребение было совершено на следующий день в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.


Вечная память рабе Божией Елизавете, а оставшимся сродникам и друзьям покойной – помощи Божией!




www.stseraphimschurch.org

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки