РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ПРЕП. СЕРАФИМА САРОВСКОГО
Си-Клиф, Нью Йорк США

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки


ИСТОРИЯ НАШЕГО ПРИХОДА

Отец Митрофан и Владыка Лавр во время престольного праздника, 1970 г.

Над главным входом в Серафимовский храм в Си-Клифе высится мозаика Покровителя нашего храма, преподобнаго Серафима Саровского Чудотворца, а над мозаикой слегка бледная надпись. Приглядевшись, можно прочесть: “Не нам, не нам а имени Твоему”. Этот девятый стих 113-го псалома руководствовал создателями, строителями, духовными лицами и прихожанами этого храма., Глубоко восприняв это изречение, православные русские люди трудились не для своей славы, а во славу Божию.

Как возник сей храм? После долгих бедствий и скитаний Второй Мировой Войны, в конце сороковых и к началу пятидесятых годов судьба привела к берегам благословенной Америки тысячи русских беженцев. Первым порывом для каждого русского «D.P.» (ди-пи, перемещенного лица), было желание вознести благодарность Богу в православном храме.

Оказавшись Божиим промыслом в районе Си-Клифа и Глен-Кова, потянулись вновь приехавшие русские в недавно основанный храм Покрова Пресвятой Богородицы в подвале первого старческого дома на Альвин стрит в Глен-Кове, приобретенного на средства князя Белосельского-Белозерского.

И вот именно в Америке мы столкнулись с понятием канонической юрисдикции. Оказалось, что большая часть русских приходов в Америке после Кливлендского Собора в 1946-ом году отмежевалась от Русской Православной Церкви Заграницей и пошла своим независимым путем. Это произошло потому, что русские старожилы в Америке, не будучи свидетелями трагических событий в Европе во время войны и в послевоенное время, поверили в убаюкивающую пропаганду Советов о восстановлении Православной Церкви в Советском Союзе и пожелали примкнуть к Московской Патриархии.

Но несчастные ди-пи, испытавшие на своей шкуре страшный бесчеловечный режим большевизма, выстрадав все мытарства Второй Мировой Войны и, наконец, насильственную выдачу большевикам сотен тысяч бывших граждан Советского Союза, никак не могли поверить этой абсурдной пропаганде и пошли под омофор  Архиепископа Виталия (Максименко; + 1960 г.), возглавившего приходы в Америке и Канаде, оставшиеся верными Зарубежной Церкви. Ведь архипастыри и батюшки разделяли страдания и ужасы бомбёжек, посещали несчастных «ост арбайтеров» в тифозных бараках где немцы содержали их на голодном пайке и, после окончания войны, людей спасали от насильственной репатриации в Советский «рай».

В 1951-ом году приход Покрова Пресвятой Богородицы поместился уже в более благоустроенном храме -- перестроенном гараже за старческим домом. Большая доля работ, в особенности плотничьих, была выполнена Александром Карповичем Лимар. Первым настоятелем прихода был назначен отец Михаил Карчак-Савицкий, а вскоре его заменил маститый батюшка, отец Даниил Думский, родившийся в России при императоре Александре Втором (Царе Освободителе).

Жизнь прихода постепенно наладилась. Неожиданно гром грянул с небес во время Великого Поста 1953-го года. Отцу Даниилу пришло письмо от викарного епископа Никона о том, что приход Покрова Пресвятой Богородицы, как домовая церковь, переходит в ведение князя Белосельскаго-Белозерского. Владыка устно подтвердил, что этого желает князь, но никаких других причин и доводов для закрытия прихода не было. В результате Владыка Анастасий благословил нас открыть приход во имя Преподобнаго Серафима Саровскаго в Си-Клиффе.

К Пасхе 1953-го года был основан наш приход, а церковь ютилась в домике отца Даниила, его дочери Неонилы Данииловны и зятя Ивана Онуфриевича Байрачного на 14-ой улице в Си-Клифе. Отец Даниил служил в комнате, а богомольцы вмещались в закрытой веранде дома, а в теплые дни в саду и на улице. Первым ребенком, который родился в нашем приходе была Леночка (Елена Сергеевна) Зезюлина. В томже году осенью последовала закладка нашего храма на Даниель Плейс/Карпентер Авенью. Богослужение возглавил Архиепископ Сиракузско-Троицкий Аверкий (Таушев; + 1976 г.). В последствии отец Митрофан назвал его “Крестным Отцом прихода”.

Во главе строителей храма стал Валентин Георгиевич Глинин. Его имя как зодчего храмов прочно вошло в аналы Русского Зарубежья. Его верным помощником стал Сергей Яковлевич Зезюлин и в работы включился г-н Орда, инженер в последствии уехавший обратно в Германию. Деятельное участие в постройке также приняли Валериян Владимирович Сокольский, Александр Карпович Лимар (он строил уже второй храм), и г-н Казанецкиий. Всю электричкскую проводку храма взял на себя Евгений Васильевич Зеленский. Старостой храма стала Княгиня Мария Васильевна Енгалычева, казначеем храма Сергей Евгениевич Борисов.

Много людей трудилось в свободные от работы дни – в основном, по субботам и в гражданские праздники. Хочется отметить покойных Бориса Феодоровича Николайчика и Игоря Николаевича Рубах. Ведь это были эмигранты, начинающие свою жизнь в третий раз: сперва в России, потом в Европе между Первой и Второй Мировой Войнами и, наконец, в Америке. Работая уборщками в больницах или у станков на фабриках; с трудом заработанные гроши они жертвовали на Божие дело.

Заботами князя Василия Николаевича Енгалычева были получены образа Нерукотворного Спаса и Пресвятой Богородицы которые находились при Государе Императоре Николае Александровиче в Екатеринбурге. Они были переданы князю Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Ксенией Александровной в Лондоне в июле 1957-го года. Образ Нерукотворного Спаса описан в книге Н.А. Соколова “Убийство Царской Семьи.” Была пожертвована Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Ольгой Александровной икона Богородицы Ахтырской, т.к. Великая Княгиня являлась почётным шефом Лейб-Гвардии Ахтырского полка.

Среди основателей Серафимовского прихода, семья Алферьевых занимает почётное место. Евгений Евлампиевич участвовал во всех начинаниях нашего прихода. После безвременной кончины его супруги Ирины Андреевны, Евгений Евлампиевич оставил свою работу при Объеденённых Нациях и принял послушание быть деканом Свято-Троицкой Семинарии в Джорданвилле, оставаясь на этом посту до своей смерти.

В 1959-ом году храм уже был построен. За продвижением постройки следил Авва Митрополит Анастасий, и к нему обращались за советом по внутренной отделке храма. Вся резная работа храма (иконостас, панихидный столик, резные орнаменты на стенах) ---труд Валентина Георгиевича Глинина и доктора Валериана  Жуковскаго, скончавшегося в сравнительно раннем возрасте от сердечного удара в 1962-ом году.

В июне 1959 года из далекого Марокко прибыл в Америку отец Митрофан Зноско-Боровский. Он одинадцать лет возглавлял Русские Православные приходы в Северной Африке. Не легко было русским эмигрантам обосновываться в Марокко, однако к концу пятидесятых годов русская колония окрепла; был построен храм во имя Успения Пресвятой Богородицы и дом для настоятеля. Но, к этому времени Франция потеряла свои колонии, и вновь русские эмигранты должны были покидать страну, где нашли убежище, чтобы искать приют в других странах.

Отца Митрофана познакомил со Серафимовским приходом Владыка Аверкий и отец Митрофан согласился стать у нас настоятелем. К этому времени верхняя часть храма была закончена. Отец Даниил передал с радостию приход новому настоятелю и переселился со своей семьей в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле.

Ревностно и с большим энтузиазмом стал отец Митрофан направлять приходскую жизнь Серафимовского прихода. Сперва была организована приходская школа, где детям преподавали Закон Божий, русский язык, историю и родиноведение. Под руководством настоятеля было организовано сестричество. Первой старшей сестрой стала Екатерина Молоствова. Сестричество стало предлагать по воскресениям обеды и взяло на себя послушание убирать храм и следить за облачениями. В эти работы ревностно включилась Александра Александровна Жохова.

С Божией помощию в 1964-ом году приход приобрел приходской дом на углу 8-ой и Карпентер авенью. Покупка была удачная и дом стали приспосабливать: верхний этаж для отца настоятеля, а нижний этаж и часть подвала для приходской школы.

К общему искренному сожалению, Сергей Евгениевич Борисов, неутомимый труженник, который совмещал две должности (старосты и казначея), сложил с себя обязанности. В 1965-ом году общее годовое собрание избрало попечителем прихода Сергея Евгениевича Борисова, за его выдающиеся заслуги перед приходм и Епархиальное Управление утвердило его в этом звании. К тому времени Валентин Георгиевич отошел от дальнейшего участия в жизни прихода. Старостой выбрали Юрия Семеновича Иодко, а казначеем стал Сергей Борисович Борзаковский.

Постепенно стали уходить в иной мир представители Белой Эмиграции: Князь Василий Николаевич Енгалычев в январе 1966-го года, а потом Борис Феодорович Николайчик. Его брат, Иван Феодорович Николайчик, умер ещё в 1965-ом году после тяжелой болезни.

В 1964-ом году ушла в иной мир княгиня Наталия Владимировна Урусова, глубоковерующая, добрая, настоящая барыня в самом лучшем смысле этого слова. Большевистская власть ее терзала и она была сослана на каторгу одновременно с профессором Иваном Михайловичем Андреевским, впоследствии долголетним преподавателем Свято-Троицкой Семинарии в Джорданвилле. Сыновья княгини были замучены советской властью. Княгиня Урусова была поэтессой и ее стихи, хранящиеся в архиве Владыки Митрофана,  ждут издателя.

В приходской школе увеличилось количество учащихся и директором школы стал г-н. Покровский. Много потрудилась для воспитания молодежи опытная учительница Ирина Викторовна Флегинская. Ее короткие рассказы сейчас печатаются в России. Школа ставила маленькие пьесы к Рождеству и группа колядников объезжала к празднику русские дома в районах Лонг Айлэнда и в Нью-Йорке.

Радостным событием в жизни прихода была окончательная установка мозаики преподобнаго Серафима Саровского над главным входом в храм. Благочестивая прихожанка Ирина Витальевна Татар несколько лет выполняла этот проект. Будучи одаренной музыкантшей и художницей, она с молитвой и большим терпением составляла эту мозаику советуясь с архитектором храма, Валентином Николаевичем Глининым.

Наша скромная церковная ограда требовала постоянного ухода. Этим послушанием ведал А.А. Григоров (ветеран Русско-Японской войны), а после его ухода Александр Александрович Эйхгольц, офицер кавалерии, участник Первой Мировой Войны и Добровольческой Армии. После ухода Сергея Сергеевича Борзаковскаго казначеем храма стала Елена Васильевна Гескет.

В приход к нашей общей большой радости записалась семья Александровичей, приехавших на Лонг Айлэнд из Пенсильвании. Семья была большая, пять человек детей. В 1970-ом году Георгий Всеволодович был выбран старостой прихода. Это время совпало с одной стороны с несчатьем –  пожаром 1975-го года, а с другой, в 1976-ом году, с увеличением храма по проекту Николая Николаевича Рыжкова. Планы были утверждены и подписаны Архиепископом Никоном. Надо было построить и установить новый большой купол, и в этом участвовали Георгий Всеволодович Александрович, Олег Геннадиевич Сампсидис и, как всегда, неутомимый труженик Сергей Яковлевич Зезюлин.

В самый разгар работ неожиданно заболел отец настоятель. Выбыл из строя отец прихода, вдохновитель и движущая сила нашего малого стада. Все планы, казалось, были перечёркнуты. Однако Бог судил иначе. Наш приход окормлял отец Виктор Маграм, вместе с нами вознося молитвы о скором выздоровлении отца настоятеля, который перенёс две тяжёлые операции.

Общими приходскими силами к концу 1972 года был построен дом для отца настоятеля. После долгих скитаний наконец отец Митрофан смог переехать в относительно более удобное здание.

Благодоря удачной инициативе отца настоятеля приход приобрёл дом на Carpenter Avenue. Это здание сразу было предоставлено школе и приходской библиотеке. К тому времени в школьных занятиях по субботам участвовало около сорока детей.

Ученикам выпала особая привилегия –  обучение церковному пению. Регент хора, Тамара Милорадовна Жукова и ее муж, Василий Феодорович, были верные хористы с первых же дней переезда в Америку. Тамара Милорадовна согласилась принять послушание регента в 1972 году и сразу стала подготавливать будущих молодых певчих. Приезжая из дальнего Коннектикута на все богослужения она также готовилась к занятиям с молодёжью. Её огромная заслуга, что молодые певчие научились  грамотному церковному пению.

В декабре 1973-го года большое горе постигло семью Кудашевых. Дочь Тамара в группе со-учениц по High School поехала в Вермонт, чтобы во время каникул поработать в качестве сoncierge при гостиннице во время лыжного спорта. Ночью от пожара погибла Тамара и все её подруги.

В 80-ые годы приходская школа дейстовала успешно и стали устраивать более крупные спектакли с участием всей школы. Для этого приходилось пользоваться залом местной американской школы. Режиссёром и руководителем всех постановок была Людмила Ростиславовна Селинская. Директором в то время являлся ее супруг Феодор Георгиевич Селинский, а с младшими классами трудились Алексей Серафимович и Мария Олеговна Слободские. Детвора и подростки обязаны им многим.

К числу постоянных, неутомимых и преданных приходу деятелей принадлежит Мария Яковлевна Макарова. 25 лет она возглавляла сестричество прихода, приняв это послушание после Вероники Михайловны Бохенской, и не взирая на дальнее расстояние, приезжала к началу богослужений, участвуя во всех начинаниях прихода. Мария Яковлевна скончалась в июле 2005 г.

Круг забот сестричества не исчерпывается воскресными трапезами, приёмом духовенства по случаю храмового праздника и Пасхальной трапезой. Сюда входят не только заботы по уборке нижнего помещения и храма, но и постоянная забота по сбору средств для нуждающихся в России и в Зарубежье.

В этой работе верной помощницей сестрам является Екатерина Николаевна Квартирова – казначей сестричества. Уместно вспомнить, что покойный муж Екатерины Николаевны, Алексей Александрович Квартиров, был правой рукой покойного Владыки Митрофана когда решались имущественные вопросы прихода и служил переводчиком когда приходилось иметь дело с адвокатами.

Владыка Митрофан любил служить и часто возносил молитвы у престола при пустом храме. Первые годы его пребывания в Си-Клифе ему очень помогала на клиросе Мария Александровна Шатилова. После её ухода ее заменила дочь владыки, Анна Митрофановна.

В 80-ые годы два советских МИГа сбили крупный южно-корейский аэроплан над Охотским морем. В числе погибших пассажиров был член Американскаго Конгресса и общественное настроение против русских в Америке накалялось. Таня Зеленская, дочь Евгения Васильевича Зеленского, одного из основателей прихода и долголетнего секретаря Приходского Совета, к тому времени переехала в штат Вермонт со своим мужем -- персом. Через день после авиационной катастрофы Таня зашла в местную лавку и туда-же зашёл американец, неуравновешанный человек, ‘решивший’ отомстить русским. Выстрелом в упор он убил бедную, невинную женщину.

Второй трагический случай произошел в предрождественнские дни 1988-го года. Террористы из Ливии взорвали самолёт американской авиалинии Пан Ам над шотландским городом Локерби. Среди жертв террористического акта был Андрей Геворгиян, наш долголетний прихожанин. Погиб в расцвете лет и оставил одинокую мать-вдову. Смерть Андрея случилась в светлый для его души день, т.к он только что оставил в Швейцарии крупную сумму денег, которую собрал в помощь пострадавшим от страшнаго землетрясения в Армении. Мать Андрея, Татьяна Григориевна Геворгиян в своём завещании определила сумму денег приходу в память покойного сына. Вечная им память.

Ровно через год после гибели Андрея, в канун западного Рождества 1989-го года неожиданно скончалась матушка отца Митрофана, Александра Семёновна. Это был внезапный удар, боль и незаживаемая рана для бедного отца Митрофана. Матушка была особым светлым человеком, и осиротела не только семья, но и весь приход. Огромное скопление людей на отпевании и потом на погребении в Св. Троицком Монастыре свидетельствовало о глубокой любви к Александре Семёновне.

В 1991 году Павел Николаевич Волков, ревностный прихожанин и отец большого семейства, был посвящён в сан диакона и причислен к клиру нашего прихода.

В ноябре 1992-го года в кафедральном соборе Св. Николая в Монреале состоялась хиротония отца Митрофана во епископы Бостонские. Хиротония совпала с десятилетием мироточивой иконы Иверской Божией Матери. Владыке Митрофану исполнилось 83 года когда его посвятили в архиереи и физические недомогания стали подкрадываться к его организму.

Вдобавок к этому с ним произшёл несчастный случай в августе 1993-го года (Успение Пресвятыя Богородицы). Владыка отслужил всенощную в Синоде и спускаясь в темноте по винтовой лестнице оступился и покатился вниз по ступеням,  разбив левое плечо. Пришлось пережить сложную операцию по реконструкции  и долгие месяцы восстановления движения  плеча.

Несмотря на все недомогания Владыка продолжал служить и исполнять все свои архиерейские обязанности, руководя жизнью Серафимовского прихода и возглавляя богослужения в храмах восточного побережья.  Приходской Совет в лице старосты Вячеслава Михайловича Дутикова и казначея Льва Александровича Крумберга были незаменимыми сотрудниками своего настоятеля.

В декабре 2001-го года Владыка очень ослаб, а в январе 2002-го года в больнице определили его безнадёжное состояние. Несмотря на болезнь, ум и память у Владыки оставались ясными до последней недели перед кончиной, когда он впал в беспамятство. Владыка отдал Богу душу 15-го февраля 2002-го года в праздник Сретения Господня. “Ныне отпущаеши раба твоего Владыко.”

Заключая короткое повествование о 50-летии Серафимовского прихода в Си-Клифе, сознаём что за это пол столетие ушли в инобытие все те люди, которые нас связывали со старой дореволюционной Россией. Сейчас наступила очередь за первым поколением русских родившихся заграницей.


www.stseraphimschurch.org

Главная | Справка | Фотоальбом | Расписание | Контакты | Статьи | Ссылки